А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Две строфы составляют смысловой контраст: драма жизненного пути, и апофеоз творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирический герой - сам автор. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье» ) поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе» . Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта это взлеты и падения. Труд творчество, горе впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море» . После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу…
Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. «Страдать» - это ещё и к состраданию. Усталый человек тяготится и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья» . К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять…
Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.
«Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя. Стихотворение является лирической медитацией. Пушкин в свою очередь не пренебрёг традицией классицизма и использовал старославянские слова, формы и обороты, причём при этом лёгкость, изящество и понятность.
Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» - метафора из канона заупокойной церковной службы:
Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,. .
Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу» , но снова в стихию чувств и переживаний.
други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи:
...О жены Севера, меж вами
Она является порой
(«Портрет» )
Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(«В прохладе сладастной фонтанов...» )
Если сгруппировать слова из текста по частям речи, то можно следить за ходом мысли и переменой настроения. Существительные почти только абстрактные:
веселье печаль труд
горе грядущее наслажденья заботы треволненья гармония вымысел закат любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных тяжело смутное минувших старе сильней уныл волнуемое. Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать жить мыслить страдать упьюсь обольюсь блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье похмелье
упьюсь обольюсь тут даже отзвуки оргии.
Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской.
А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Две строфы составляют смысловой контраст: драма жизненного пути, и апофеоз творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирический герой - сам автор. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье» ) поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе» . Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта это взлеты и падения. Труд творчество, горе впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море» . После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу…
Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. «Страдать» - это ещё и к состраданию. Усталый человек тяготится и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья» . К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять…
Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.
«Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя. Стихотворение является лирической медитацией. Пушкин в свою очередь не пренебрёг традицией классицизма и использовал старославянские слова, формы и обороты, причём при этом лёгкость, изящество и понятность.
Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» - метафора из канона заупокойной церковной службы:
Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,. .
Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу» , но снова в стихию чувств и переживаний.
други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи:
...О жены Севера, меж вами
Она является порой
(«Портрет» )
Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(«В прохладе сладастной фонтанов...» )
Если сгруппировать слова из текста по частям речи, то можно следить за ходом мысли и переменой настроения. Существительные почти только абстрактные:
веселье печаль труд
горе грядущее наслажденья заботы треволненья гармония вымысел закат любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных тяжело смутное минувших старе сильней уныл волнуемое. Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать жить мыслить страдать упьюсь обольюсь блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье похмелье
упьюсь обольюсь тут даже отзвуки оргии.
Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской.