Стихотворение проникнуто безрадостным и беспокойным настроением. Оно передает нам подавленное состояние лирического героя ("часы томительного бденья"). Из-за угрызений совести он не может уснуть, его мучают воспоминания о грехах молодости и бесцельно растраченном времени. ("В бездействии ночном живей горят во мне / Змеи сердечной угрызенья"). Клубок тяжких воспоминаний разворачивается в тоскливый список, вызывая недовольство собой вплоть до отвращения и бурные эмоции.
Душу героя теснят грустные сожаления, но в ней нет бездеятельного унынья. Идет глубокая внутренняя очистительная работа. Лирический герой с горечью прозрел и не понимает, как мог так поступать ("Я трепещу и проклинаю"). Он со стыдом рыдает, предчувствуя справедливое возмездие и считая, что слезами не смыть его прегрешений, не оправдывая и не умаляя их. То, что в этом стихотворении точка стоит только в самом конце, а все 16 строк – это одно предложение, подчеркивает эмоциональное напряжение.
Мне кажется, что лирический герой боится Страшного Суда и представляет, каким он предстанет там, когда будет развернут весь список его деяний. Этот мотив подсознательно прорывается в первой строчке стихотворения - «Когда для смертного умолкнет шумный день»….
Желанием автора было показать глубокие социальные пороки в среде чиновников: взяточничество, коррупцию, беззастенчивое самоуправство. Все эти грехи, пороки, мелкие оплошности чиновников, их разговоры между собой, их увлечения. — словом, их характеры — Гоголь изображает при различных художественных деталей; он прибегает к использованию приемов гротеска и гиперболы, чтобы раскрыть всю глубину невежества, исторической ограниченности, невыразительности чиновничьего мира. В «Ревизоре» гиперболой и гротеском является весь сюжет; это действительно смешно, если обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают за ревизора из столицы, да еще дают взятки. используя приемы гротеска, иронизируя над героями, показывает, что чиновники, по сути, никчемные, неумные, завистливые, а подчас и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (вспомним Землянику, который рассказывает Хлестакову о проступках практически всех чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды) . Автор смеется над своими героями р сценах вручения взяток и пишет, что поведение чиновников основано на страхе: состояние городничего или Аммоса Федоровича во время разговора с Хлестаковым, кажется, близко к сердечному приступу. Вообще, характеры всех чиновников в «Ревизоре» проявляются через образ Ивана Александровича, а также через ремарки в тексте пьесы (например, при рассказе Хлестакова о «своей» петербургской «жизни» все чиновники трясутся от страха, что отмечено в ремарке) . Все, без исключения, чиновники боятся «ревизоpa». И в «Мертвых душах» , и в «Ревизоре» Гоголь высказывает мысль о том, что все строится на страхе.
Стихотворение проникнуто безрадостным и беспокойным настроением. Оно передает нам подавленное состояние лирического героя ("часы томительного бденья"). Из-за угрызений совести он не может уснуть, его мучают воспоминания о грехах молодости и бесцельно растраченном времени. ("В бездействии ночном живей горят во мне / Змеи сердечной угрызенья"). Клубок тяжких воспоминаний разворачивается в тоскливый список, вызывая недовольство собой вплоть до отвращения и бурные эмоции.
Душу героя теснят грустные сожаления, но в ней нет бездеятельного унынья. Идет глубокая внутренняя очистительная работа. Лирический герой с горечью прозрел и не понимает, как мог так поступать ("Я трепещу и проклинаю"). Он со стыдом рыдает, предчувствуя справедливое возмездие и считая, что слезами не смыть его прегрешений, не оправдывая и не умаляя их. То, что в этом стихотворении точка стоит только в самом конце, а все 16 строк – это одно предложение, подчеркивает эмоциональное напряжение.
Мне кажется, что лирический герой боится Страшного Суда и представляет, каким он предстанет там, когда будет развернут весь список его деяний. Этот мотив подсознательно прорывается в первой строчке стихотворения - «Когда для смертного умолкнет шумный день»….
Желанием автора было показать глубокие социальные пороки в среде чиновников: взяточничество, коррупцию, беззастенчивое самоуправство. Все эти грехи, пороки, мелкие оплошности чиновников, их разговоры между собой, их увлечения. — словом, их характеры — Гоголь изображает при различных художественных деталей; он прибегает к использованию приемов гротеска и гиперболы, чтобы раскрыть всю глубину невежества, исторической ограниченности, невыразительности чиновничьего мира. В «Ревизоре» гиперболой и гротеском является весь сюжет; это действительно смешно, если обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают за ревизора из столицы, да еще дают взятки. используя приемы гротеска, иронизируя над героями, показывает, что чиновники, по сути, никчемные, неумные, завистливые, а подчас и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (вспомним Землянику, который рассказывает Хлестакову о проступках практически всех чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды) . Автор смеется над своими героями р сценах вручения взяток и пишет, что поведение чиновников основано на страхе: состояние городничего или Аммоса Федоровича во время разговора с Хлестаковым, кажется, близко к сердечному приступу. Вообще, характеры всех чиновников в «Ревизоре» проявляются через образ Ивана Александровича, а также через ремарки в тексте пьесы (например, при рассказе Хлестакова о «своей» петербургской «жизни» все чиновники трясутся от страха, что отмечено в ремарке) . Все, без исключения, чиновники боятся «ревизоpa». И в «Мертвых душах» , и в «Ревизоре» Гоголь высказывает мысль о том, что все строится на страхе.