Аналіз образу Тугара Вовка 1. За яких умов боярин Тугар Вовк потрапив на Тухольщину?
2. Які стосунки склалися в нього з громадою?
3. Коли вперше і за яких умов Тугар Вовк зрадив русичів? Чому його зневажали при дворі князя Данила Галицького?
4. Чому батько й дочка не розуміли одне одного?
5. Навіщо боярин так поспішав до ворожого табору? Як до нього поставилися вороги?
6. З якої причини Бурунда назвав Тугара Вовка "подвійним зрадником"?
7. Для чого Тугар Вовк рятує Максима? Як цей учинок характеризує боярина?
8. Висновок: Отже Тугару Вовку притаманні такі риси...
можете зробити аналіз тугара Вовка та з. беркута
Аналіз образу Захара Беркута
1.Уже самою назвою твору автор ставить Захара Беркута на чільне місце. Як змальовано його зовнішність?
2. Щодо Захара Беркута І.Франко використовує слово "патріарх" (гр.pater (батько) та arche ( влада)). Яку рису вдачі у характерері головного героя хоче підкреслити автор цим словом?
3. Доведіть, що "громада - то була ціль його (Захарового) життя".
4. Чому Захар Беркут поставив перед тухольцями завдання не відбити, а розбити ворогів (розділ VI). У чому виявилися мудрість і мужність очільника громади?
5. Про що свідчить відмова Захара Беркута обміняти Максима на звільнення монголів (розділ VII)?
6. Як ви поясните те, що Захар Беркут , досі такий сильний і незламний, пославши власною рукою величезний камінь на купку ворогів, "тепер тремтів, мов мала дитина" (розділ ІХ)?
7.Прочитайте останнє звернення Захара Беркута до громади (розд ІХ). У яких його словах висловлено основну думку твору?
8. Висновок: Отже, Захару Беркуту притаманні такі риси:...
Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.
После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»
Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…
До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.