Александр сергеевич грибоедов «горе от ума».
контрольный опросный лист по содержанию комедии.
1. назовите место, в котором происходит действие комедии:
2. как фамусов относится к чтению книг?
окаких чувствах, между какими героями комедии можно говорит
4. как к чацкому относится софья, давно ли они знакомы?
5. кто из героев комедии похож на г-жу простакову («недоросль”) •
о. можно ли сказать, что лиза чувствует себя хозяйкой в доме фамусова в чем это
проявляется?
7. почему фамусов противится французской моде , книгам и магазинам:
8. почему софья рассказывает батюшке свой сон (4 явл. )?
гизирует молчалину и лицемерит при встрече с чацким?
10. «тот нищий ,этот франт – приятель : отъявлен мотом ,сорванцом.»- о ком и почему
эти слова фамусова?
11. почему фамусов «мечет бисер» перед скалозубом?
12 отчего у чацкого нет в современниках примера для подражания?
13 как характеризуют персонажей реплики :
а) о ней: «скромна , а ничего кроме..проказ и ветру на уме». так ли это?
б) о нем: «и будь не я, коптел бы ты в твери.»
в) о себе: «обычай мой такой: подписано ис плеч долой »
г) о нем : «и золотой мешок , метит в генералы» ,
д) о нем : «не человек , змея! »
e) о себе: «служить бы рад , прислуживаться тошно.»
Сад играет страдательную роль. Вспомним суждение Чехова: “Лучше быть жертвой, чем палачом”. Очевидно, что сад-жертва — единственный позитивный герой пьесы.
Сад задаёт верхнюю нравственную плоскость (то, что для Чехова является нормой, но для его героев, в силу искажённости миропорядка и их собственной неполноценности, становится идеалом) , так же, как Яша, законченный хам, задаёт нижнюю.
Раневская связана с садом своеобразным “эффектом многократной взаимной принадлежности”: Раневская — действующее лицо пьесы Чехова “Вишнёвый сад”, то есть она принадлежит “Вишнёвому саду”; вишнёвый сад находится в имении Раневской, следовательно, принадлежит ей; Раневская находится в плену у созданного ею образа сада и таким образом принадлежит ему; сад, как образ и символ “милого существует в воображении Раневской, значит, принадлежит ей.. .
Можно трактовать Раневскую как душу сада. На эту мысль наводят, в частности, наблюдения над температурой в её прямом и образно-художественном значении — до приезда Раневской многократно повторяется тема холода (в ремарках Чехова и репликах героев) : “в саду холодно”, “сейчас утренник, мороз в три градуса”, “похолодела вся” и так далее; с приездом Раневской вишнёвый сад и дом согреваются, а после продажи сада снова холодает: “только что вот холодно”, снова “три градуса мороза”.
Для Лопахина сад — двойной символ. Это атрибут дворянства, куда ему, мужику, “со свиным рылом”, дорога заказана (социальный подтекст далеко не главный в пьесе, но он важен) , и духовной элиты, куда он так же безнадёжно стремится (“читал книгу и заснул”).
Всеми отмечен парадокс: стремясь сделать сад “богатым, роскошным, счастливым”, Лопахин вырубает его.
Сад — символ счастья будущих поколений: “наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь”, но одновременно и препятствие к этому (сад привязывает всех своих “обитателей” к одному месту, служит своеобразным предлогом к их ничегонеделанию) .
Для Вари сада — единственная цель, обратившаяся в навязчивую идею. Она принесла в жертву саду личную жизнь, “личную тайну”. Работая ради сада, Варя постепенно меняет цель и средство местами (перенос акцента со слова “сад” на слово “работа”). Она трудится по привычке — без смысла и цели. Работа заполняет душевную пустоту. Варя лишена сада за излишнюю преданность ему.
Фирс — древний, как сад, согревается приездом Раневской, гибнет под стук топора. Фирс — неотъемлемая часть сада.
Трофимовское отрицание, отвержение сада — попытка трезвой оценки. Оценка эта имеет и плюсы, и минусы: с одной стороны, Чехов нередко доверяет высказывать свои мысли именно Пете, с другой — Трофимов, резонёр-иждивенец, фигура комическая, это на порядок снижает всё, что он говорит.
Сад — это и символ “серебряного века” как эпохи: расцвет и упадок одновременно, характерные цвета. Образ сада, в частности и вишнёвого, нередко встречается в поэзии “серебряного века” (литературоведы особенно часто отмечают Ахматову) .
Сад, принятый за нравственный идеал, можно принять и за идеальное пространство. Таким образом, возникает символическая параллель “вишнёвый сад–Эдем” и тема изгнания из рая. Но грехи Раневской, в которых она кается Лопахину, это не те грехи.