Адание 1. Война в романе – антитеза норме жизни. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль? См., как входит война в мир героев романа? (ч. 3, гл. III),
Найдите лирические отступления (ч. 3, конец гл. VI, начало гл. Х, начало гл. XVI). Определите объединяющую их сквозную мысль.
Какую роль играет в повествовании о войне дневник бывшего студента Тимофея (ч. 3, гл. XI)?
Шолохов использует толстовский прием, рассказывая о казаке Крючкове и его подвиге (ч. 3, гл. VIII-IX). В чем суть этого приема и зачем он автору?
Задание 2. Война – испытание на человечность для каждого человека. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль? (ч. 3)
Какой смысл имеет антитеза: Алексей Урюпин, по прозвищу Чубатый, – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Какой смысл имеет антитеза: Евгений Листницкий – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Задание 3. Война – испытание миру – на к устойчивости и возрождению, к сохранению в нем заветов и святынь. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль?
На страницах 3 и 4 частей мы встречаем агитаторов-большевиков Гаранжу (ч.3, гл. XXIII) и Бунчука (ч. 4, гл. XIII). Почему они имеют успех у своих слушателей?
Каким создает автор на страницах 4 части образ Лавра Георгиевича Корнилова? Попробуйте определить отношение Шолохова к этому человеку? Почему он часто использует документальные свидетельства – письма и телеграммы Корнилова? (Гл. XV, XVI, XVII, XX)
Название стихотворения: "Я знаю, никакой моей вины"
Автор: А. Твардовский
Род: лирика
Вид: гражданская
Тема: размышление лирического героя о памяти тех, кто пал на войне.
Идея: мы должны хранить воспоминания о тех, кому было не суждено вернуться домой.
Проблемы: проблема войны, памяти.
Повторы: Речь не о том, но все же, все же, все же...
Анафора: В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе
В своем небольшом стихотворении, состоящим всего из 6 строк, автор сумел передать и боль утраты, и личные переживания, и трагедию всего народа в целом. С художественных средств Твардовский передает то чувство раскаяния, которое так его мучает. Сначала автор отрицает свою вину: "Я знаю, никакой моей вины / В том, что другие не пришли с войны". Он осознает, что сделал все возможное, и вернуть побратимов уже нельзя. Такова судьба, которую не изменить. Но все-таки Твардовский переживает о том, что "...их мог, но не сумел сберечь". Он чувствует ответственность перед другими, что характеризует его как человека чувственного, сострадательного и совестливого.
А что же такое добрые дела? Мне кажется, это хорошие поступки, которые люди совершают каждый день и не ради славы, а от чистого сердца, для того, чтобы окружающим стало лучше, комфортнее. Нужно только захотеть, и добрые дела можно делать каждый день.
Больших добрых дел в своей жизни я еще не успела совершить. Но те, которые я делаю ежедневно, делаю от души. Уступаю место старшим в автобусе больной соседке, делюсь с подружками вкусными конфетами, с товарищем по парте - карандашами, тетрадкой, если он забыл их дома, во всём слушаю родителей и учителей – это маленькие, но добрые дела.
Для меня доброе дело - это стараться моей бабушке. Она у меня самая лучшая, почти все каникулы я провожу в деревне. Летом на огороде, убираю дома, поливаю цветы. И, признаюсь, очень приятно, когда бабушка улыбается и подхваливает меня. Вместе с бабулей зимой делаем кормушки для птичек, раскладываем сено для зайцев. У бабушки живет дома кошка Ася, которую принесли знакомые, подобрав зимой в подъезде еще маленьким-маленьким котенком. А моя бабуля - очень добрая, она оставила котенка у себя, а теперь с нежностью заботится о нём.