В
Все
Б
Биология
Б
Беларуская мова
У
Українська мова
А
Алгебра
Р
Русский язык
О
ОБЖ
И
История
Ф
Физика
Қ
Қазақ тiлi
О
Окружающий мир
Э
Экономика
Н
Немецкий язык
Х
Химия
П
Право
П
Психология
Д
Другие предметы
Л
Литература
Г
География
Ф
Французский язык
М
Математика
М
Музыка
А
Английский язык
М
МХК
У
Українська література
И
Информатика
О
Обществознание
Г
Геометрия
maja6
maja6
16.07.2022 16:31 •  Литература

Абайдың ғылым таппай мақтанба өлеңінен көркемдеуіш құралдар табу" 50
ғылым таппай мақтанба,

орын таппай баптанба,

құмарланып шаттанба

ойнап босқа күлуге.

бес нәрседен қашық бол,

бес нәрсеге асық бол,

болам десеңіз.

тілеуің, өмірің алдыңда,

оған қайғы жесеңіз.

өсек, өтірік, мақтаншақ,

еріншек, бекер мал шашпақ —

бес дұшпаның білсеңіз.

талап, еңбек, терең ой,

қанағат, рақым ойлап қой —

бес асыл іс, көнсеңіз.

жамандық көрсең нәфрәтлі,*

суытып көңіл тыйсаңыз.

жақсылық көрсең ғибрәтлі,*

оны ойға жисаңыз.

ғалым болмай немене,

қты қисаңыз?

болмасаң да ұқсап бақ,

бір ғалымды көрсеңіз.

ондай болмақ қайда деп,

айтпа ғылым сүйсеңіз.

сізге ғылым кім берер,

жанбай жатып сөнсеңіз?

дүние де өзі, мал да өзі,

ғылымға көңіл берсеңіз.

білгендердің сөзіне

махаббатпен ерсеңіз.

ақыл сенбей сенбеңіз,

бір іске кез келсеңіз.

ақсақал айтты, бай айтты,

кім болса мейлі, сол айтты

ақылменен жеңсеңіз.

надандарға бой берме,

шын сөзбенен өлсеңiз.

аят, хадис емес қой,

күпір* болдың демес қой,

қанша қарсы келсеңіз.

көп орында көріне айтпа,

біздің сөзге ерсеңіз.

мұны жазған кісінің,
атын білме, сөзін біл!
осы жалған дүниеден.
шешен де өткен не бұлбұл,
көсем де өткен не дүлдүл.
сөз мәнісін білсеңіз,
ақыл-мизан*, өлшеу қыл.
егер қисық көрінсе,
мейлің таста, мейлің күл.
егер түзу көрінсе,
ойлап-ойлап, құлаққа іл.
ақымақ көп, ақылды аз,
деме көптің сөзі бұл.
жақынның сөзі тәтті деп,

жақыным айтты дей көрме.

надандықпен кім айтса,

ондай түпсіз сөзге ерме,

сізге айтамын, қаупiм —бұл.

өзің, үшін үйренсең,

жамандықтан жиренсең,

ашыларсың жылма-жыл.

біреу үшін үйренсең,

біреу білмес, сен білсең,

білгеніңнің, бәрі — тұл.

сөзіне қарай кісіні ал,

кісіге қарап сөз алма.

шын сөз қайсы біле алмай,

әрнәрседен құр қалма.

мұны жазған білген құл,

ғұламаћи* дауани

солай депті ол шыншыл.

сөзін оқып және ойла,

тез үйреніп, тез жойма,

жас уақытта көңіл — гүл​

Показать ответ
Ответ:
Kalimovnadir
Kalimovnadir
10.06.2021 07:41
В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
изображены два генерала. Это бывшие чиновники, которые дослужились до генеральского звания. Всю жизнь они служили «в какой-то регистратуре» , которую впоследствии упразднили «за ненадобностью» . «Там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали» . Генералы настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» . Только попав на необитаемый остров, генералы узнают, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт» , и догадываются, что «если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить» .
Всю жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных канцелярских бумаг. Ничего иного делать они не умеют и, оказавшись на острове, где «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают» , в ручьях рыба кишит, а на деревьях плоды висят, чуть не умирают с голоду и едва не становятся людоедами. Бездельники, привыкшие к паразитической жизни, они даже не сомневаются в своём праве на чужой труд и убеждены в том, что если бы им удалось найти мужика, то «он бы… сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы» . Уверены они и в том, что «мужик везде есть, стоит только поискать его! » После долгих. поисков они находят мужика, который спал под деревом и, как им кажется, «самым нахальным образом уклонялся от работы» .
Народ, говорит своей сказкой сатирик, создаёт все блага жизни, но в эксплуататорском обществе они достаются угнетателям. Генералы и олицетворяют в сказке мир угнетателей, мужик - народ и его судьбу.
Угнетатели жадны и злы, тупы и ленивы, неблагодарны и трусливы, народ бескорыстен и добр, находчив и трудолюбив, отзывчив и смел. Но на наглость и жестокость угнетателей он отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. С горькой иронией рассказывает сатирик о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудился на генералов.
«И зачал он перед ними действовать. Полез сперва наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку - и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам даже пришло на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?» .
Народ мастер на все руки, и мужик в сказке вскоре изловчился даже в пригоршне суп варить. Когда же соскучившиеся генералы «начали… нудить мужика» , чтобы доставил он их в Петербург, выстроил мужик «корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть» , и перевез генералов в Петербург. В Петербурге генералы в казначействе столько «денег загребли» , что «того ни в сказке сказать, ни пером описать» .
«Однако, - с уничтожающим презрением заканчивает Щедрин сказку, - и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» .
«Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин воспитывал ненависть к тунеядцам и эксплуататорам, бросающим народу жалкие подачки. Но в этой ранней своей сказке писатель осмеял не только паразитизм господствующих классов. Революционный демократ, единомышленник Чернышевского, Добролюбова и Некрасова, он как бы обращался к народу с тем же вопросом, с каким к народу обращался Некрасов: "Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел? "
С горечью и болью говорил Щедрин о долготерпении народа и его покорности угнетателям, о том, что по приказу генералов мужик свил верёвку и «этой верёвкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг» .
Гневное обличение дармоедов-эксплуататоров, осуждение народной пассивности и покорности, призыв к тому, чтобы народ сбросил со своих плеч угнетателей, уничтожил несправедливый и бесчеловечный строй, - таков идейный смысл произведения.
0,0(0 оценок)
Ответ:
ingamelnik99
ingamelnik99
02.10.2021 17:10
Ася для него навсегда осталась юной девушкой, которой она предстала перед ним на берегах Рейна. Впрочем, он недолго тосковал по ней и даже впоследствии думал, что судьба хорошо распоряди-лась, не соединив его с Асей, так как он вряд ли был бы счаст-лив с такой женой. Однако это острое чувство любви, которое возникло у Н.Н. во время его короткого романа с Асей, не по-вторялось более никогда. Он так и не женился, и лишь хранит, как святыню, ее записочки и высохшую веточку герани, которую она когда-то бросила ему из окна.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота