А. Рыбакова «Дети Арбата» План анализа эпизода 1. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
2. Определить границы эпизода, дать ему название.
3. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
4. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: Саша Панкратов, секретарь комсомольской ячейки школы, сын лифтёрши Максим Костин и Нина Иванова — составляли в школе сплочённую группу активистов. К ним ещё примыкала дочь известного дипломата, большевика с дореволюционным стажем Лена Будягина. Четвёртый — Юра Шарок, сын портного
o кто они?
o каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
5. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
6. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
o автора;
o персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
7. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
8. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
o их отношение к событию;
o к вопросу (проблеме);
o друг к другу;
o кратко проанализировать речь участников диалога;
o сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
o выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
o определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
9. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
10. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
11. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
12. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти. Васютка быстро сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь, шел Васютка к своему и удача от него не отвернулась.
Я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика. Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут или помешать остаться Человеком.
Вторая дочь Татьяна, характером больше напоминает отца. Для всех именно она хозяйка в доме. Она весёлая, спокойная, умеет прислушиваться к окружающим и разрешать их конфликты. В отличие от Лидии, с уважением относится к прислуге и бедным людям.
Третьей дочери Тине исполнилось только 12 лет. Девочка она весёлая, подвижная и эмоциональная. Любит своего отца, в котором видит авторитета. Когда она видит, с каким вниманием папа отнёсся к таперу, сама решает взять над ним покровительство. А вот сестру совсем не боится и может даже дразнить её.
Кроме трёх дочерей, в семье есть три младших ребёнка – Аркадий, Митя и Катя.
В доме Рудневых также есть прислуга, что говорит о большом достатке дворянской семьи. Прислугу тоже можно отнести к членам семьи, так как все кроме Ирины и Лидии относятся к ним уважительно и не принижают.