На работу по пьесе я отвожу два урока, третий — обобщающий урок-размышление. на первых уроках идёт подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям. в процессе подготовки к итоговому уроку были поделены на творческие группы с : группа «актёры» готовила к инсценировке третью сцену второго акта «богемские леса»; группа «художники-оформители» готовила афишу пьесы, портреты главных героев — франца моора и карла моора; группа «исследователи» работала над романом а.с. пушкина «дубровский»; группа «искусствоведы» работала над создания 9-й симфонии л.в. бетховена. оформление: театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению. музыкальное сопровождение: л.в. бетховен. 9-я симфония, ода «к радости». эпиграф: “я и вправду могу вызвать изумление” (карл моор). вступительное слово учителя на предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой поэта и драматурга фридриха шиллера (1759–1805) «разбойники», писателя, которого а.с. пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох — гомером, данте, шекспиром, расином. сегодня перевёрнута последняя страница пьесы, поэтому в классе импровизированный занавес, так как разговор пойдёт не просто о произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. “поговорим о бурных днях кавказа, о шиллере, о славе, о любви”, — произнесём мы вслед за а.с. пушкиным. сегодняшний урок — урок-размышление над прочитанным. мы постараемся ответить на вопросы: как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? нужны ли нам в современности пьесы шиллера или они стали глубокой ? что же такое классика, классическое произведение? какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы? беседа с классом — действие пьесы «разбойники» происходит в германии xviii века. сюжет её построен на вражде двух братьев. что вы можете сказать о главных героях пьесы? ответы учащихся главные герои — братья карл и франц мооры. один из них — младший брат франц — человек бессердечный, лицемерный, низкий. он делает всё, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца — графа фон моора. вероломный, деспотичный, безобразный внешне франц преследует лишь одну цель — власть и деньги. другой — благородный, пламенный, героический, дерзкий карл моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников. — какой художественный приём лежит в основе построения характеров братьев? обоснуйте это. при характеристике персонажей шиллер использует приём антитезы. контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки. один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить карла. другой — великодушный, способный на возвышенные чувства. в характеристике братьев используются антонимы: подлый — великодушный, бессовестный — честный, аморальный — благородный. — посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой «художники». как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (развёрнутые ответы учащихся.)
1)Элегия «Пробуждение» является произведением, имеющим русско-
итальянский генезис. Композиционная модель батюшковских элегий «Пробуждение» и «Мой гений» оказалась продуктивной для поэзии как XIX, так и XX вв. Появление элегий под одинаковым названием «Пробуждение» К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, В. К. Кюхельбекера, А. Н. Апухтина в настоящее время может восприниматься как заимствование, а поэтами начала XIX в. понималось как поэтическое соперничество. Использование одних и тех же сюжетов, образов, поэтических ситуаций связано с активной установкой авторов на диалогичность.
В стихотворении «Пробуждение» развивается следующая тематика: мучительная невозможность забвения, конфликт «рассудка» и «сердца» , противопоставление природно-вещной привлекательности мира и разочарованной души лирического героя, мотивы сна / пробуждения.
Стихотворение состоит из 16 строк. Размер-четырёхстопный ямб. Стихи астрофические (без разделения на строфы) . Стопа-двухсложная с ударением на втором слоге. «Пробуждение» Батюшкова – стихотворение с вольной рифмовкой. Синтаксис стихотворения: сложносочиненное предложение
союзом и, а также перечислительной интонацией. После цепи однородных под-
лежащих стоит обобщающее слово ничто и суммирующий негативный глагол
не веселит. у Батюшкова мужская грамматически разнородная закрытая точная рифма с концовкой на – он: сон – пробужден.
Ни сладость розовых лучей
Предтечи утреннего Феба,
Ни кроткий блеск лазури неба,
Ни запах, веющий с полей,
Ни быстрый лёт коня ретива
По скату бархатных лугов
И гончих лай и звон рогов
Вокруг пустынного зал
Ничто души не весели
2)Астраханские легенды, предания и суеверия собирались на протяжении долгих столетий неравнодушными к родному краю земляками, путешественниками или носили устный характер и передавались из поколения в поколение. В них освещается история астраханского народа, его быт, нравы, культура, обычаи и воззрения. Хотя первоначальная собирательская практика носила скорее любительский, нежели научный характер. Тем не менее при систематизации и изучении таких фольклорных произведений проливается свет на самые глубинные корни истории астраханского народа и края в целом.
1)Элегия «Пробуждение» является произведением, имеющим русско-
итальянский генезис. Композиционная модель батюшковских элегий «Пробуждение» и «Мой гений» оказалась продуктивной для поэзии как XIX, так и XX вв. Появление элегий под одинаковым названием «Пробуждение» К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, В. К. Кюхельбекера, А. Н. Апухтина в настоящее время может восприниматься как заимствование, а поэтами начала XIX в. понималось как поэтическое соперничество. Использование одних и тех же сюжетов, образов, поэтических ситуаций связано с активной установкой авторов на диалогичность.
В стихотворении «Пробуждение» развивается следующая тематика: мучительная невозможность забвения, конфликт «рассудка» и «сердца» , противопоставление природно-вещной привлекательности мира и разочарованной души лирического героя, мотивы сна / пробуждения.
Стихотворение состоит из 16 строк. Размер-четырёхстопный ямб. Стихи астрофические (без разделения на строфы) . Стопа-двухсложная с ударением на втором слоге. «Пробуждение» Батюшкова – стихотворение с вольной рифмовкой. Синтаксис стихотворения: сложносочиненное предложение
осложнено однородными распространенными подлежащими, связанными ана-
форическим соединительным союзом ни. . .ни, повторяющимся соединительным
союзом и, а также перечислительной интонацией. После цепи однородных под-
лежащих стоит обобщающее слово ничто и суммирующий негативный глагол
не веселит. у Батюшкова мужская грамматически разнородная закрытая точная рифма с концовкой на – он: сон – пробужден.
Ни сладость розовых лучей
Предтечи утреннего Феба,
Ни кроткий блеск лазури неба,
Ни запах, веющий с полей,
Ни быстрый лёт коня ретива
По скату бархатных лугов
И гончих лай и звон рогов
Вокруг пустынного зал
Ничто души не весели
2)Астраханские легенды, предания и суеверия собирались на протяжении долгих столетий неравнодушными к родному краю земляками, путешественниками или носили устный характер и передавались из поколения в поколение. В них освещается история астраханского народа, его быт, нравы, культура, обычаи и воззрения. Хотя первоначальная собирательская практика носила скорее любительский, нежели научный характер. Тем не менее при систематизации и изучении таких фольклорных произведений проливается свет на самые глубинные корни истории астраханского народа и края в целом.