70 ! а.лиханов роман для детей «мой генерал» вопросы для размышления 1. как вы понимаете смысл названия романа «мой генерал» 2. кому посвящается книга «мой генерал» 3. что вы можете рассказать о маме и папе антошки рыбакова? 4. вспомните эпизод, где антон, встречая деда в аэропорту, пробегает мимо него. как произошла первая встреча? какие мысли о внешнем облике деда-генерала возникают у антона в этот момент? 5. вспомните главу «злой демон». почему резко меняется отношение учителей и к 6. вспомните эпизод романа, где выбирают председателя совета отряда. как повёл себя антон в этой 7. как чувствовал себя антон, когда его избрали председателем отряда? 8. почему алька и кешка не стали относиться к антону как все остальные – с заискивающим уважением? настоящие ли они друзья 9. как вы думаете, что такое настоящая дружба? 10. какое дело нашел себе дед? почему он не надевал генеральской формы 11. что произошло на воскреснике? 12. как относится антон к труду в начале и в конце романа? как относился к труду генерал рыбаков? используйте для ответа главы части третьей «отставка»: «дедушкина отставка», «дедушкино шефство», части четвёртой «злой демон»: «кладовщик». 13. меняется ли отношение антона к дедушке на протяжении романа? как вы думаете, какой момент в поведении и взаимоотношениях внука и деда стал переломным? 14. в какой момент дедушка надел генеральскую форму и почему? 15. за что просил прощения газовый (кирилл пухов) у дедушки? 16. вспомните сцену встречи генеральских внуков в москве. чем остался недоволен антошка? какие чувства вызвали у вас слова, поступки этих 17. в чём заключалась «военная тайна» генерала рыбакова? почему он её открыл? прав ли он был? почему? как отнёсся антон к этой тайне? почему антон петрович сказал о раскрытии «военной тайны» так: «это долг моей совести 18. как вы относитесь к следующим словам генерала рыбакова: «есть вещи поважнее службы, работы, долга… у каждого человека должно быть продолжение. это высшее счастье». прав ли антон петрович? 19. вспомните генерала иванова. почему глава, в которой рассказывается его , называется «настоящий человек»? как повлияло на антона знакомство с генералом ивановым? 20. ли вам этот роман узнать что-то новое о взаимоотношениях в вашей семье 21. в конце романа антон говорит: «мой генерал всегда рядом… он так жил, что не может умереть. никогда! » как вы понимаете эти слова? почему антон звал его «мой генерал»? что значили эти слова для антона? 22. как вы думаете, какой человек вырастет из антошки? 23. сочинение-рассуждение. какие нравственные проблемы может решить книга «мой генерал»?
2)Посвящаю всем генералам.
Всем полковникам.
Всем подполковникам.
Всем майорам.
3) ( Часть первая «Самое начало», Главы «Про папу», «Про маму», «Как мы живём»)
4)(Часть вторая «Дедушка», глава «мама за рулём»)
5)В этой главе рассказывается о том, как Антон сообщает классу, что к нему приехал дед-генерал. Одноклассники не верят мальчику. Тогда Антон надевает генеральский мундир и выходит на балкон. Все поверили, что дед у Антона действительно генерал. Отношение к мальчику меняется.
6)(Глава «Воскресник») Как вы относитесь к такому поведению Антона Рыбакова?
7)Отвечая на эти вопросы, можно вспомнить мысли Антона: «Мне стало стыдно за дедушку. Как ему не совестно только, - подумал я. – Генерал, а катает коляски!» Сперва дед катал чужие коляски, а потом стал кладовщиком. Я даже заплакал, когда узнал об этом. Это генерал-то! Позор какой…». Дедушка и полы вымыл, и пирогов напёк (когда впервые остался один в Антошкином доме). Никакие мысли о непрестижности, простоте этого труда не приходили в голову дедушке. Генерал Рыбаков говорит своим близким: «Да что вы за чистоплюи. Нет стыдной работы, разве не знаете?»
8)Снегопад, откапывание дедушкиного склада. (Главы «Снеговал», «Дедушкины стихи», «КП»)
9)(Глава «КП», дедушка руководит штабом по борьбе со снеговалом)
10)(Нельзя быть равнодушным – история с белкой)
11)Эти дети ещё ничем не отличились, но уже считают себя особенными, достойными особого уважения. Эти ребята уверены, что они лучше других только потому, что их деды – генералы. (Часть пятая «Дорогой человек», глава «Встреча на высшем уровне»)
13)(Глава «Родинка»)
15)Старуха, ждущая сына с войны. Муравейники. (Главы «Семейная идиллия», «Море и мама»)
16)Жил человек. Имя у него было.
Мать, может, жена была, дети.
21)В романе неоднократно звучит мысль, что, если человек жил достойно, он будет жить и после смерти – в памяти потомков.
23)Для Антона дедушка стал особым человеком, на которого хочется быть похожим. Дед оказал огромное влияние на то, каким человеком вырастет мальчик. И очень важно, что влияние это хорошее.