7. Какой мотив творчества Ф.И. Тютчева можно назвать «вольным», «свободным»?
8. Как поэт воспринимает сон, день, смерть?
9. В каком стихотворении говорится о том, что истинная жизнь человека – жизнь его души?
10. Какой мотив творчества говорит о том, что человек – ничтожная частица в бесконечности?
11. Какие два образа имеет природа у Ф.И. Тютчева?
12. Назовите пример пейзажной лирики Ф.И. Тютчева.
13. Что для поэта – единение с природой?
14. Как называется сборник стихотворений, написанный во имя любви?
15. Приведите пример любовной лирики.
Идея произведения зародилась у автора, когда он увидел в витрине магазина кораблик с белыми парусами. Грин в своей истории изменил их цвет на алый – символ радости. На создание сочинения ушло четыре года, отдельной книгой издано в 1923 году. Прообразом Ассоли считается жена Грина Нина.
Жанр произведения – повесть-феерия из-за значительного объёма и необычных персонажей, деталей, ситуаций. Сказка в нём переплетается с реальностью. Направление – неоромантизм (главные герои не такие, как все); символизм (алые паруса).
Суть. «Алые паруса» – это история о людях, непохожих на других своим удивительным внутренним миром. Жители рыбацкого посёлка недолюбливают отца Ассоли - Лонгрена, считая его виновным в смерти трактирщика Меннерса. Его дочь они считают ненормальной за её богатое воображение и мечту о корабле с алыми парусами; издеваются и смеются над ней. Вопреки неверию местных жителей, однажды грёзы девушки воплощаются в реальность.
Герои
Главная героиня – Ассоль, которая с самого раннего детства растёт без матери в бедной обстановке. Чтобы заработать на жизнь, она с юных лет отцу изготавливать игрушки, которые они затем продают. Ассоль отличается от местных жителей красивой внешностью, а так же богатым духовным миром, непонятным для обывателей. У неё нет подруг, дети не принимают её в свою компанию, унижают и оскорбляют. Сказочник Эгль дарит Ассоль мечту о принце на корабле с алыми парусами, который приедет за ней, когда она станет взрослой. С этого времени она ждёт его, не обращая внимания на насмешки недоброжелателей.
Отец Ассоли – рыбак, который вынужден был оставить работу из-за смерти жены, чтобы в одиночку воспитывать маленькую дочку.
Эгль – добрый сказочник, который подарил Ассоль мечту.
Отец и сын Меннерсы – владельцы трактира. Это подлые, лживые и завистливые люди, которые сломали жизнь Лонгрена и его семьи.
Угольщик – единственный человек в посёлке, который понимает Ассоль и относится к ней с симпатией.
Артур Грей – капитан корабля с алыми парусами. Мальчик родился в обеспеченной семье. Однажды у него появляется мечта о странствиях по морю. Подростком он сбегает из дома, чтобы стать юнгой на корабле. Преодолев все трудности и набравшись опыта, он становится капитаном корабля. Однажды, случайно увидев спящую девушку на берегу моря, Грэй находит в её облике что-то своё, родное. От местных жителей он узнаёт о мечтательной натуре Ассоли и решает воплотить её грёзы в жизнь. Добрый, отважный и благородный юноша делает Ассоль счастливой.
Главные темы – исключительные люди; воплощение мечты в реальность.
Проблема. Социальные проблемы общества – зло, зависть, месть. Автор призывает людей быть добрее к окружающим, быть более чуткими.
Смысл. Нужно верить в свою мечту, стремиться к ней и воплощать её в жизнь самому.
Источник: Анализ романа Грина Алые паруса
Начало апреля 1945 года. Рассказчик, мальчик по имени Коля, живёт в небольшом тыловом городе вместе с мамой и бабушкой. Отец Коли на фронте. Мама работает медсестрой в госпитале, а сам мальчик учится в третьем классе. Мама и бабушка стараются уберечь Колю от голода и прочих превратностей войны. Война подходит к концу, но еды не хватает, и мальчик постоянно голоден. Младшим классам школы выдают талоны на доппитание. Талонов на всех не хватает, и дети ходят в столовую по очереди. Колина очередь подходит в первый день после каникул. Восьмая столовка, в которую Коле предстоит ходить, представляется мальчику райскими кущами с люстрами и фикусами. На самом деле столовая оказывается огромным и холодным залом, полным детей со всех школ города. Коля садится за стол рядом с двумя «гладкими пацанами» которые едят играя, наперегонки. Остатки хлеба они отдают вездесущим воробьям, чтобы не оставлять их шакалам.Кто такие шакалы, Коля узнаёт на следующий день. Чтобы не встречаться с «гладкими», он приходит в столовую позже и уже заканчивает обед, когда перед ним появляется незнакомый мальчишка с жёлтым лицом и просит у Коли остатки ненавистного овсяного супа. Оторопев, он отдаёт суп, а какая-то девочка постарше делится своей порцией с младшей сестрой мальчишки. Коля понимает, что это и есть шакалы — голодающие дети, которые побираются в школьных столовках. На следующий день Коля приходит в восьмую столовку рано из-за отменённой физкультуры. У него в портфеле лежит кусок хлеба, который мальчик стянул из буфета накануне вечером. В длиннейшую очередь, прямо перед Колей, вклинивается компания наглых и рослых пацанов во главе с носатым парнем. От шайки несёт табаком и «какой-то грубой и злой силой, с которой даже взрослые предпочитали не связываться».