6. Указать, что лежит в основе эпических произведений
1. трагическое событие
2. конфликт и его разрешение
3. в основе монологическая и диалогическая речь при отсутствии авторской речи
7. Какой текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей?
a) Драматический
б) Эпический
в) Лирический
8. Какой род литературы располагает самым богатым арсеналом художественных средств?
a) Лирика
Б) Драма
В) Эпос
9. Дополните фразу:
Возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей — это…
a) драматизм
Б) лиризм
В) эпичность
10. Укажите неверное положение:
a) речь и поступки — главные средства создания образа персонажа в драматическом произведении
Б) речь и поступки — главные средства создания образа персонажа в эпическом произведении
11. Укажите неверное положение:
a) речь и поступки — главные средства создания образа персонажа в эпическом произведении
б) речь и поступки — главные средства создания образа персонажа в драматическом произведении
Зарезал тогда мужик гуся, изжарил его, хозяйка и на стол подала. Да вот беда, хлеба в доме нет, а уж соли отродясь не бывало. Хозяин и говорит жене:
- Без хлеба и соли кусок в рот не идёт. Пойду-ка поклонюсь барину, авось он за гуся даст нам хлеба.
- И то верно!
Пришёл мужик к барину, а у того за столом шестеро: сам с женой, два сына и две дочки. Поклонился мужик и говорит:
- Прими, батюшка, от всего сердца! Уж не обессудь, больше ничего нет!
- Ну братец, уважил! Только как же нам его поровну разделить?
- А просто, - взял он нож, и стал гуся кроить. Перво-наперво отрезал голову и подаёт барину:
- Это тебе, потому как ты в доме всему голова.
Затем отрезал гузку, барыне поднёс:
- На тебе, матушка, всё хозяйство держится, гузка тебе в самый раз будет!
Гусиные ноги сыновьям отделил:
- Вам свои дороги по жизни торить, ножки лишними не окажутся!
А дочерям по крылышку вручил:
- Подрастёте, улетите из отцовского дома, тогда вам крылья сгодятся. Ну а мне, чтобы заботу на горбу носить, и туловище сойдёт!
Так и выкроил себе целого гуся.
Подивился барин такой смекалке, чарку мужику поднёс, хлеба дал и домой отпустил.
Услыхал про это богатый сосед, зависть его взяла. Зажарил он аж пять гусей и повёз их к барину.
- По какой надобе прибыл?
- Да вот, гусей вашей милости на обед принёс.
- Ну уважил. А как бы нам их поделить, чтобы без обиды?
Думал мужик, думал, сколь голову не ломал, не делится поровну.
Тогда позвал барин бедного мужика и велел ему разделить.
Тот первого гуся отдал барину с барыней:
- Теперь, батюшка, стало вас трое!
Второго гуся преподнёс сыновьям, а третьего - дочерям, говоря каждый раз:
- Теперь вас трое!
А двух последних гусей мужик взял себе:
- И нас теперь тоже трое!
Рассмеялся барин:
- Какой молодец! Всех наделил и себя не обидел!
Щедро наградил он бедного мужика, а богатого велел прогнать со двора.
Қазтуған жырау жорық жыршылары және халық эпосын жасаушылардың бірі саналады. Артына қазақтардың әскери рухына, туған жерін, халық өмірі мен тұрмысын суреттейтін көптеген өлеңдерден тұратын шығармашылық мол мұра қалдырды. Олардың көпшілігі сақталмаған. Дегенмен, бізге жекелеген туындылары оның әдебиет тарихы төрінен орын алуға лайықты екенін айғақтайды. Оның поэзия жауынгерлердің көшпелі өмірін, көзқарасын суреттейді. Және олардың тұрмысын, айналадағы құлан таза табиғат туралы ойларын бейнелейді. Ақын жыраулардың қиялының жүйріктігі, өткірлігі, бай және әдемі көркемдік әдістері сол дәуірдегі қазақтардың поэтикалық өнерінің жоғары деңгейде болғанын, сонымен бірге, өзіндік ерекшеліктері бар екенін білдіреді. Ұлттық бояуы жағынан айқын суреттелген, жасампаз романтикамен көркемдеген, нақылдық ой арманы мен көркемдік тіркестерге бай.Зар Заман – Қазақ әдебиетіндегі кезең атауы. Аталған кезең Ресей империясының отарлау саясаты салдарынан Қазақ хандығындағы бұрынғы ел басқару жүйесінің жойылып, халықтың саяси, экономикалық және рухани езгіге ұшыраған тарихи уақытты сипаттайды. Алғаш Шортанбай Қанайұлы осы кезеңнің ауыртпалықтары туралы “Зар заман” атты зарлы толғау шығарып, ол ел ішінде кең таралды. Бұдан кейін басқа да ақындар осы тақырыпқа көптеген өлең-жырлар шығарды. Оларды қазақ әдебиетінзе "Зар Заман ақындары" деп атайды [1]
дұрыс деп ойлаймын