. 6. Кратко перескажите, что произошло с Бенджемином вскоре после при- бытия. 7. Есть ли на Марсе вода? 8. Расскажите, чем заняты переселенцы на Марсе. 9. О чём мечтает герой рассказа? Какое место в его размышлениях занима- ет образ дерева? Найдите описание дерева в тексте рассказа. 10. Подробно перескажите, чем занимается Бенджемин на Марсе в течение тридцати дней. Составьте сюжетную таблицу. 11. Составьте синквейн «Бенджемин». 12. В чём состоит фантастичность сюжета рассказа? 13. Как вы думаете, могут ли события рассказа происходить не на Марсе, а на Земле?
Рассказ «Парадокс» был написан в 1894 г. Короленко создал его на одном дыхании, буквально за день. В одном из писем он упоминал, что пессимистическое и унылое настроение рассказа связано с трагедией, случившейся в семье Короленко в 1893 г. Во время путешествия Владимира Галактионовича в Америку умерла его дочь Лёля, и писатель чувствовал себя «изломанным, разбитым и ничтожным.
Рассказ был напечатан в № 5 журнала «Русское богатство».
Литературное направление и жанр
Короленко определял жанр произведения как очерк. Для рассказов очеркового типа характерно описание быта и нравственного состояния определённой среды. К новелле рассказ приближает случай, лежащий в основе сюжета и раскрывающий характер героев.
Для придания рассказу достоверности Короленко описывает историю как автобиографическую, случай из детства.
Тематика и проблематика
В первом же предложении обозначена проблема рассказа: для чего создан человек, каково назначение жизни. Эта философская проблема находит ответ в афоризме несчастного калеки: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Этот афоризм придуман писателем и стал самым известным его крылатым выражением. Но не он составляет основную мысль произведения. Важно, что эту мудрость произносит несчастный калека.
В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.
Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.
Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 4 частей. В первой части 10-летний герой и его 8-летний брат играют на заднем дворе. Они создают свой детский фантастический мир из окружающего мусора или вещей, не представляющих ценности для взрослых. В бадье с загнившей водой они надеются поймать настоящую рыбу удочками, сделанными понарошку. Куча мусора представляется им таинственной. Каждая вещь на свалке готова рассказать свою историю, как в сказках Андерсена. Главное увлечение последнего времени – рыбалка над бадьёй с загнившей водой, затмившая игру со старым экипажем.
Вторая часть – завязка. Лакей Павел зовёт мальчиков по пана «до покою». Эта игра слов (покой как успокоение и как интерьер помещичьего дома) подчёркивает столкновение двух миров – фантастического детского и реального взрослого. В таких столкновениях, которые случались неоднократно, всегда побеждал мир взрослых.
В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.
Главным умением феномена было умение писать афоризмы, один из которых он написал для братьев. Это был афоризм «человек рождён для счастья, как птица для полёта», который отец мальчиков назвал парадоксом. Момент написания афоризма – кульминация рассказа.
В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.
На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.
В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями
Герой з твору Володимира Винниченка «Федько-Халамидник»
Ім‘я: Федько
Прізвисько: Халамидник, шибеник, паршивець..
Портрет: Федько добрий хлопець котрий любить побешкетувати та нашкодити десь.
Походження: він був хлопцем розбишакою.
Умови проживання: хлопець був із бідної сім‘ї. Батьки винаймали квартиру у батька Толі.
Риси характеру:
Позитивні: завжди готовий прийти на до , розуміє свої помилки, вірний друг, чесний.
Негативні: постійно бешкетує, неуважний, непослушний.
Уподобання: Федько любить шукати різні цікаві пригоди.
Взаємини:
з батьками: погані, вони постійно кричать та б‘ють сина за те що той щось творить та ніколи йому не вірять.
з однолітками: досить непогані, однак він скривджував деяких дітей, через що вони на нього сильно ображені.
Ставлення:
Автора: на мою думку автор розуміє цього героя й ставиться до нього добре.
Моє як читача: хороше, Федько був проблемною дитиною, він як і всі допускав у своїй поведінці помилки, але залишався хорошою людиною й старався виправитись.
История создания
Рассказ «Парадокс» был написан в 1894 г. Короленко создал его на одном дыхании, буквально за день. В одном из писем он упоминал, что пессимистическое и унылое настроение рассказа связано с трагедией, случившейся в семье Короленко в 1893 г. Во время путешествия Владимира Галактионовича в Америку умерла его дочь Лёля, и писатель чувствовал себя «изломанным, разбитым и ничтожным.
Рассказ был напечатан в № 5 журнала «Русское богатство».
Литературное направление и жанр
Короленко определял жанр произведения как очерк. Для рассказов очеркового типа характерно описание быта и нравственного состояния определённой среды. К новелле рассказ приближает случай, лежащий в основе сюжета и раскрывающий характер героев.
Для придания рассказу достоверности Короленко описывает историю как автобиографическую, случай из детства.
Тематика и проблематика
В первом же предложении обозначена проблема рассказа: для чего создан человек, каково назначение жизни. Эта философская проблема находит ответ в афоризме несчастного калеки: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Этот афоризм придуман писателем и стал самым известным его крылатым выражением. Но не он составляет основную мысль произведения. Важно, что эту мудрость произносит несчастный калека.
В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.
Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.
Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 4 частей. В первой части 10-летний герой и его 8-летний брат играют на заднем дворе. Они создают свой детский фантастический мир из окружающего мусора или вещей, не представляющих ценности для взрослых. В бадье с загнившей водой они надеются поймать настоящую рыбу удочками, сделанными понарошку. Куча мусора представляется им таинственной. Каждая вещь на свалке готова рассказать свою историю, как в сказках Андерсена. Главное увлечение последнего времени – рыбалка над бадьёй с загнившей водой, затмившая игру со старым экипажем.
Вторая часть – завязка. Лакей Павел зовёт мальчиков по пана «до покою». Эта игра слов (покой как успокоение и как интерьер помещичьего дома) подчёркивает столкновение двух миров – фантастического детского и реального взрослого. В таких столкновениях, которые случались неоднократно, всегда побеждал мир взрослых.
В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.
Главным умением феномена было умение писать афоризмы, один из которых он написал для братьев. Это был афоризм «человек рождён для счастья, как птица для полёта», который отец мальчиков назвал парадоксом. Момент написания афоризма – кульминация рассказа.
В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.
На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.
В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями
Герой з твору Володимира Винниченка «Федько-Халамидник»
Ім‘я: Федько
Прізвисько: Халамидник, шибеник, паршивець..
Портрет: Федько добрий хлопець котрий любить побешкетувати та нашкодити десь.
Походження: він був хлопцем розбишакою.
Умови проживання: хлопець був із бідної сім‘ї. Батьки винаймали квартиру у батька Толі.
Риси характеру:
Позитивні: завжди готовий прийти на до , розуміє свої помилки, вірний друг, чесний.
Негативні: постійно бешкетує, неуважний, непослушний.
Уподобання: Федько любить шукати різні цікаві пригоди.
Взаємини:
з батьками: погані, вони постійно кричать та б‘ють сина за те що той щось творить та ніколи йому не вірять.
з однолітками: досить непогані, однак він скривджував деяких дітей, через що вони на нього сильно ображені.
Ставлення:
Автора: на мою думку автор розуміє цього героя й ставиться до нього добре.
Моє як читача: хороше, Федько був проблемною дитиною, він як і всі допускав у своїй поведінці помилки, але залишався хорошою людиною й старався виправитись.