6. Как раскрывается главный герой в поступках?9. Найди в тексте портретные характеристики Владика, Птахина,Тишкина. Как на их фоне выглядит главный герой? В чём он противопоставлен этим ребятам? 10. Как он ведет себя, зная, что его могут избить и никто его не защитит? 11. Главный герой испытывает не только постоянный страдания от одиночества и разлуки с домом, с матерью, но и переживание несправедливости, горечь обмана. Всякий ли ребёнок может выдержать такое? Почему наш герой не жалуется взрослым? 12. Как реагирует мальчик на сочувствие к нему со сторон учительницы, на ее желание Почему он, несмотря на голод, отказывается ужинать в доме Лидии Михайловны и не принимает от нее посылку с макаронами? 14. Найди строки, передающие уважение мальчика к учитель¬нице? Почему он называет ее необыкновенной? Как изменился герой под влиянием учительницы? 15. Как ты думаешь, как отнесся герой рассказа ко второй посылке Лидии Михайловны? С чем ассоциируются у мальчика три красных яблока?
«Отцы и дети» — одно из лучших произведений великого русского писателя И. С. Тургенева. О чем этот роман? О противоречиях, всегда возникающих между двумя разными поколениями, — поколениями «отцов» и «детей»? О спорах между двумя различными идеологиями, двумя культурами, двумя классами? На первый взгляд, именно на этих спорах и противоречиях строится основной сюжет произведения Тургенева. Но по мере того как мы углубляемся в чтение романа, мы начинаем понимать, что смысл, заложенный автором в его творение, намного глубже и серьезнее.
«Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я», — заявляет Базаров Аркадию. Но ведь начало этого воспитания положили именно родители. А Евгений, став взрослым и определив свою жизненную .позицию, отдалился от них, перестал их понимать, принимать такими, какие они есть, прощать им их наивность, оплошности, ошибки. Так о каком же воспитании, а точнее, самовоспитании, может тогда идти речь, если герой отбросил самый важный нравственный аспект — любовь и уважение к старшим, к тем, кто вырастил его и открыл ему дорогу в жизнь?
Развивая тему «отцов» и «детей», Тургенев идет дальше в своих философских размышлениях. В спорах между поколениями нам открывается сущность самых важных Вопросов в жизни каждого человека. В столкновениях героев между собой, а главное, с живой жизнью, природой, любовью, искусством, проходят проверку все принципы и убеждения персонажей. И мы вместе с ними понимаем, что в жизни существуют вещи, которые не зависят ни от времени, ни от общественного устройства, ни от взглядов и стремлений отдельно взятого человека. Они просто существуют, силой своей истинности обезоруживая всякого, кто позволил себе усомниться в них. Такую довольно жестокую, но справедливую проверку устроила жизнь Евгению Базарову. Он осмелился отрицать поэзию, искусство, музыку. Но искусство оказалось сильнее его. Потому что настоящее искусство — бессмертно. Он попытался выступить против природы, утверждая, что она не храм, а всего лишь «мастерская». Но природа показала свою власть не только над характером героя, но и над самой его жизнью. Писатель убеждает нас в могуществе, вечности и величии природы, рисуя великолепные русские пейзажи: «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все — деревья, кусты, травы». Природа управлять всем на земле, даже душой человека, его настроениями, его мыслями и чувствами. Евгений Базаров отрицал даже любовь. Но, увидев Одинцову, он был вынужден поступиться своими принципами, поддавшись романтическому чувству. И это Базаров, который отрицал романтику вообще! На этом примере автор дает нам понять, что какие бы смелые мысли ни высказывал человек по отношению к чувствам, жизнь всегда расставит все по своим местам. Потому что сердце не всегда согласно выслушивать доводы разума. И такие чувства, как любовь, не поддаются никакому расчету. Герой Тургенева пытается все объяснить с точки зрения логики и материальных критериев. Но сам же противоречит себе в своих рассуждениях: «Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения — это все едино». Ощущения! Ведь он не оставляет права на существование никакому чувству, никаким душевным порывам. А сам руководствуется именно ими!
Таким образом, шаг за шагом разоблачая нигилистские взгляды своего героя, автор заставляет нас задуматься над вечными нравственными ценностями, такими как уважение к старшим, любовь, дружба, сочувствие, чувство прекрасного. Он также указывает нам на значение для духовного развития человека искусства, литературы, музыки, живописи. Он вселяет в нас восторженное отношение к природе, воспитывает умение ценить красоту и беречь эту красоту — как вокруг себя, так и в своем сердце. И. С. Тургенев и его роман «Отцы и дети» учит нас, как стать настоящим человеком, как рассмотреть, не пропустить самое важное в жизни, как не допустить ошибок, которые исправить мы можем оказаться не в силах.
Объяснение:
Объяснение:
учами, находит своё сходство с ними.
А.Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Б.Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
В.Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
II.Распределите строчки из стихотворения «Тучи» по двум столбикам: в чём сходство судьбы поэта с тучками? В чём различия судеб туч и поэта?
Сходства
Различия
«Вечные странники»
«С милого севера в сторону южную»
«Чужды вам страсти и чужды страдания»
«Нет у вас родины, нет вам изгнания»
III. Инверсия – это необычный порядок слов в предложении.
Подчеркните инверсии в тексте отрывка стихотворения.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
IV. Установите соответствие между литературными приёмами и цитатами
Соедините строчки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» с литературными приёмами, используемыми в этих строчках.
1.«С милого севера в сторону южную»
2.«Вечные странники»
3.«Будто как я же, изгнанники»
А.Антитеза
Б.Сравнение
В.Олицетворение
V.Подчеркните правильный ответ.
Когда было написано стихотворение «Тучи»?
Во время учёбы в Благородном пансионе (в 1828 году)
Во время учёбы в Московском университете (в 1831 году)
Перед первой ссылкой на Кавказ (в 1837 году)
Перед второй ссылкой на Кавказ (в 1840 году)
Объяснение:
учами, находит своё сходство с ними.
А.Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Б.Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
В.Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
II.Распределите строчки из стихотворения «Тучи» по двум столбикам: в чём сходство судьбы поэта с тучками? В чём различия судеб туч и поэта?
Сходства
Различия
«Вечные странники»
«С милого севера в сторону южную»
«Чужды вам страсти и чужды страдания»
«Нет у вас родины, нет вам изгнания»
III. Инверсия – это необычный порядок слов в предложении.
Подчеркните инверсии в тексте отрывка стихотворения.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
IV. Установите соответствие между литературными приёмами и цитатами
Соедините строчки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» с литературными приёмами, используемыми в этих строчках.
1.«С милого севера в сторону южную»
2.«Вечные странники»
3.«Будто как я же, изгнанники»
А.Антитеза
Б.Сравнение
В.Олицетворение
V.Подчеркните правильный ответ.
Когда было написано стихотворение «Тучи»?
Во время учёбы в Благородном пансионе (в 1828 году)
Во время учёбы в Московском университете (в 1831 году)
Перед первой ссылкой на Кавказ (в 1837 году)
Перед второй ссылкой на Кавказ (в 1840 году)
Объяснение: