В самом названии "Очарованный странник" скрыто лесковское восприятие русской души: "очарованный" - здесь в смысле заколдованный, и Лесков проводит мысль, что русская душа, как странник, блуждающий в поисках истины и ведомый колдовскою силой. Вспомним, что герой повести - Иван Флягин - вымоленный сын, и с самого детства он попадает в трагические ситуации, становится виновником гибели человека. Судьба проводит его по грани жизни и смерти. Флягин проходит и через любовь, и через предательство. Он совершает подвиг на войне, участвует в авантюрном рискованном состязании, попадает в плен к татарам, где ему "подшивают" пятки: под кожу засыпают песок, что Иван десятки лет в плену передвигался только на коленях: символично показано рабство русского человека, вынужденного находится на коленях перед власть имущими. Но Иван в любых ситуациях сохраняет спокойствие и веру, что все будет хорошо. После тридцатилетнего плена он приходит к мысли, что монашество даст ему успокоение. Главные черты русского народа воплощены в образе Ивана Флягина: терпение, вера в лучший исход, смекалка, храбрость, решительность, авантюризм и доброта.
Эпиграф предопределяет универсальный жанр, жанровую структуру романа М. Булгакова, его философско-этическую проблематику, трагическое звучание. См. вывод А.И. Ванюкова о функции эпиграфа в романе: "Булгаковский эпиграф из “Фауста” Гете заключает в себе ориентацию на оригинальное двухчастное произведение, свободно сочетающее в себе землю и небо, день и ночь (Вальпургиева ночь), поле и кабинет, винный погребок и кухню ведьмы, девичью комнату и тюрьму, императорский дворец и древнюю Спарту, Фауста и Мефистофеля, Маргариту и Елену, телесное и духовное, театральное и мистическое, реальное и символическое. Таким образом, эпиграф к “Мастеру и Маргарите” М. Булгакова представляет собой в свернутом виде романный пролог…"1. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" — это также, как и "Фауст" Гете, двухчастное произведение, свободно сочетающее в себе различные эпохи (античную и современную), землю и небо, мир реальный и трансцендентный, сцены трагические и комические, фарсовые и возвышенно-лирические, также грандиозно архитектурно-композиционное здание романа и оригинальна его философская концепция.