5. Публичное выступление. Сопоставьте особенности понимания темы поэтического бессмертия Державиным («Памятник») и
Пушкиным («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
Расскажите о творческой истории стихотворений. Обратите
внимание на особенности восприятия Музы лирическим ге-
роем у Державина и Пушкина.
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедову удалось очень точно показать изменения в русском обществе. Основной конфликт произведения – это столкновение дворянства с прогрессивным новым миром. Представителем «уходящего века» является Молчалин, героем «нового времени – Чацкий. Именно между этими двумя персонажами разгорается основное столкновение и в интересах, и даже в любовной истории.
Алексей Молчалин – это обычный представитель дворянства. Этот человек не имеет собственного мнения, а даже, если оно у него есть, то скорее промолчит. Абсолютное отсутствие чести и гордости подчеркивается этими строками: «… в мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Он прислуживает и всегда льстит тем, от кого сможет возыметь какую-нибудь выгоду. Главной задачей своей жизни считает сделать отличную карьеру и разбогатеть. Автор подчеркивает, что в данном обществе он на правильном пути к своим целям: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
Абсолютной противоположностью Молчалину выступает Александр Чацкий. Он умен и образован, даже сам Фамусов подчеркивает, что «… он малый с головой. И славно пишет, переводит». Чацкий в гордом одиночестве выступает против идеалов общества, он не разделяет корысти и меркантильных интересов людей, которые его окружают. Он смелый, обладает чувством собственного достоинства, честный и не готов запятнать свою репутацию ни за какие деньги. Очень точно этого героя описывают высказывания: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Опасный человек!». Для дворянского общества Александр был действительно опасным человеком, ведь имел смелость противостоять его главным идеалам.
Героиня Дуня, так же, как и в истории о блудном сыне, бросила отца и уехала к Минскому, ничего ему не сказав об отъезде. Несколько лет Дуня не вспоминала свой отчий дом и жила счастлива и богато, ни в чем не нуждалась, в том числе она совершенно не думала о том, как живет её родной отец, и жив ли он.
Дуня жила счастливо и беззаботно, думая лишь о том, как ей хорошо. В это время, отец Самсон очень переживал разлуку с дочерью, хотел, чтобы она вернулась или хотя бы навестила его, объяснила свой поступок. Он бы понял ее и смог отпустить снова к Минскому, достаточно лишь было знать, что у дочери всё хорошо. Ведь Дуня для Самсона была единственной дочерью, единственной радостью и смыслом жизни.