Все литературные произведения можно разделить на прозу и поэзию. Поэтическими называются такие литературные работы, в которых присутствует четкий ритм и деление на равномерные отрезки – стихи. Чаще всего (но не всегда) в поэтическом произведении присутствует рифма, созвучное окончание слов.
Прозаическими называются такие литературные произведения, в которых не прослеживается четкий ритм и нет деления на стихи. Важно понимать различие между прозаическими и поэтическими произведениями, так как анализировать их следует по-разному.
Чтобы сделать целостный анализ прозаического текста по литературе, можно следовать следующему плану.
Автор произведения, название. Краткая история создания (указать прототипы, если есть).
Литературное направление, жанр произведения (роман, рассказ, повесть и т.д.)
Тема и идея произведения.
Основные действующие лица (описание, характеристика).
Особенности сюжета: композиция произведения, количество сюжетных линий.
Позиция автора по отношению к персонажам и изображенной действительности.
Анализ языка произведения (как автор выстраивает предложения, какие стилистические приемы и тропы использует).
Личное отношение к произведению.
Поэтическое произведение следует анализировать по несколько иному плану. Больший упор следует делать не на сюжет (зачастую в лирических произведениях он и вовсе отсутствует), а на употребление тропов и анализ настроения стиха. План целостного анализа стихотворения может быть таким.
Автор стиха, название. Краткая история создания (указать, кому посвящено стихотворение).
Жанр стиха (романс, поэма, ода, гимн, элегия, послание, сонет и т.д.), к какому литературному направлению относится (указать признаки, которые указывают именно на это литературное направление).
Тема и идея стихотворения. Если речь идет о лирических произведениях, то чаще всего встречаются такие темы: любовь, дружба, природа, свобода личности, философия, назначение поэта и поэзии, одиночество, родина, жизнь простого народа.
Вид рифмы (смежная, перекрестная, кольцевая, белый стих), стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
Тропы, использованные в стихе: литота, гипербола, эпитет, олицетворение, аллегория, синекдоха и т.д.
Анализ фонетики стиха: наличие единоначатия, эпифоры, ассонанса, аллитерации.
Анализ лексики, которую использовал автор стиха: наличие авторских неологизмов, устаревших слов, просторечной лексики.
Лирический герой стихотворного произведения. Нужно указать, как именно он выражен. Лирическим героем может быть сам автор или другое лицо.
Ведущее чувство, которое преобладает в произведении. Стоит понять, какое настроение наиболее выражено в стихотворной работе, какие чувства автор хотел передать читателю.
Личное отношение к поэтическому произведению.
Если нужно проанализировать поэтический или прозаический текст по литературе, стоит вникнуть в его суть. Очень важно понять, что хотел сказать автор своим произведением,
1. На протяжении многих дней Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать
2. Его друг Манолин продолжает ему , хотя отец запрещает ему рыбачить со старым Сантьяго и велит ходить в море с удачливыми рыбаками
3. старик выходит в Гольфстрим, как обычно, на своей парусной лодке, забрасывает леску, и к полудню ему улыбается удача — на крючок попадается марлин около 5,5 метра длиной.
4. В течение двух дней и двух ночей марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега.
5.На третий день рыба начинает плавать вокруг лодки. Изнурённый Сантьяго практически в бреду тратит все свои последние силы, чтобы вытащить рыбу к поверхности и засадить в неё гарпун.
6.На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы. Старик вступает с ними в схватку, убивает большую акулу-мако своим гарпуном, но теряет своё оружие.
7. с наступлением ночи акулы пожирают почти всю тушу марлина, оставив от него лишь скелет из спинного хребта, хвоста и головы.
8 Он приезжает домой
9,На следующий день вокруг лодки, к которой всё ещё был привязан рыбий скелет, собирается множество рыбаков.
10 Манолин, переживая за старика, плачет, когда видит его израненные руки и убеждается, что тот дышит. Мальчик приносит в хижину газеты и кофе. Когда старик просыпается, они договариваются выйти в море ещё раз вместе. Заснув снова, Сантьяго видит во сне свою юность: львов на африканском побережье.
Объяснение:
Все литературные произведения можно разделить на прозу и поэзию. Поэтическими называются такие литературные работы, в которых присутствует четкий ритм и деление на равномерные отрезки – стихи. Чаще всего (но не всегда) в поэтическом произведении присутствует рифма, созвучное окончание слов.
Прозаическими называются такие литературные произведения, в которых не прослеживается четкий ритм и нет деления на стихи. Важно понимать различие между прозаическими и поэтическими произведениями, так как анализировать их следует по-разному.
Чтобы сделать целостный анализ прозаического текста по литературе, можно следовать следующему плану.
Автор произведения, название. Краткая история создания (указать прототипы, если есть).
Литературное направление, жанр произведения (роман, рассказ, повесть и т.д.)
Тема и идея произведения.
Основные действующие лица (описание, характеристика).
Особенности сюжета: композиция произведения, количество сюжетных линий.
Позиция автора по отношению к персонажам и изображенной действительности.
Анализ языка произведения (как автор выстраивает предложения, какие стилистические приемы и тропы использует).
Личное отношение к произведению.
Поэтическое произведение следует анализировать по несколько иному плану. Больший упор следует делать не на сюжет (зачастую в лирических произведениях он и вовсе отсутствует), а на употребление тропов и анализ настроения стиха. План целостного анализа стихотворения может быть таким.
Автор стиха, название. Краткая история создания (указать, кому посвящено стихотворение).
Жанр стиха (романс, поэма, ода, гимн, элегия, послание, сонет и т.д.), к какому литературному направлению относится (указать признаки, которые указывают именно на это литературное направление).
Тема и идея стихотворения. Если речь идет о лирических произведениях, то чаще всего встречаются такие темы: любовь, дружба, природа, свобода личности, философия, назначение поэта и поэзии, одиночество, родина, жизнь простого народа.
Вид рифмы (смежная, перекрестная, кольцевая, белый стих), стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
Тропы, использованные в стихе: литота, гипербола, эпитет, олицетворение, аллегория, синекдоха и т.д.
Анализ фонетики стиха: наличие единоначатия, эпифоры, ассонанса, аллитерации.
Анализ лексики, которую использовал автор стиха: наличие авторских неологизмов, устаревших слов, просторечной лексики.
Лирический герой стихотворного произведения. Нужно указать, как именно он выражен. Лирическим героем может быть сам автор или другое лицо.
Ведущее чувство, которое преобладает в произведении. Стоит понять, какое настроение наиболее выражено в стихотворной работе, какие чувства автор хотел передать читателю.
Личное отношение к поэтическому произведению.
Если нужно проанализировать поэтический или прозаический текст по литературе, стоит вникнуть в его суть. Очень важно понять, что хотел сказать автор своим произведением,
Объяснение:
1. На протяжении многих дней Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать
2. Его друг Манолин продолжает ему , хотя отец запрещает ему рыбачить со старым Сантьяго и велит ходить в море с удачливыми рыбаками
3. старик выходит в Гольфстрим, как обычно, на своей парусной лодке, забрасывает леску, и к полудню ему улыбается удача — на крючок попадается марлин около 5,5 метра длиной.
4. В течение двух дней и двух ночей марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега.
5.На третий день рыба начинает плавать вокруг лодки. Изнурённый Сантьяго практически в бреду тратит все свои последние силы, чтобы вытащить рыбу к поверхности и засадить в неё гарпун.
6.На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы. Старик вступает с ними в схватку, убивает большую акулу-мако своим гарпуном, но теряет своё оружие.
7. с наступлением ночи акулы пожирают почти всю тушу марлина, оставив от него лишь скелет из спинного хребта, хвоста и головы.
8 Он приезжает домой
9,На следующий день вокруг лодки, к которой всё ещё был привязан рыбий скелет, собирается множество рыбаков.
10 Манолин, переживая за старика, плачет, когда видит его израненные руки и убеждается, что тот дышит. Мальчик приносит в хижину газеты и кофе. Когда старик просыпается, они договариваются выйти в море ещё раз вместе. Заснув снова, Сантьяго видит во сне свою юность: львов на африканском побережье.