4. Выписать не менее 3 примеров художественно-выразительных средств из текста, объяснить их.
Артур Гиваргизов
Записки выдающегося двоечника
О поэзии
4 сентября, на литературе
Серёжа никогда не мог понять, почему отличница Сереберцева любит стихи.
– Послушай, Сереберцева, – как-то с Серёжа, – ну я понимаю, когда задали, но ты, говорят, и когда не задали, читаешь?
– Читаю, – ответила Сереберцева, – стихи вызывают во мне разные настроения.
– Всё это мы слышали, – усмехнулся Серёжа, – от училки по литературе.
– Не веришь – не надо плечами Сереберцева.
– Конечно, не верю, – сказал Серёжа, – но хочу понять. Может, тебе родители за это доплачивают? Признайся, а? Зуб даю, никому не скажу.
– Ничего они мне не доплачивают, – рассердилась Сереберцева, – отстань, а то врежу!
– Ну хорошо, – не унимался Серёжа. – Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Э-э-э… Дальше не помню. Что с тобой, Сереберцева?! Ты плачешь?!
– Отстань, Гаврилов, – плакала Сереберцева, – не мог что-нибудь весёленькое прочитать. Теперь весь день буду плакать.
– Вот это да! – поразился Серёжа. – Как действует! Сейчас, Сереберцева, сейчас… М-м-м-м… Коля в деревне нашёл пулемёт… нет, не то. Сейчас, сейчас, потерпи… М-м-м… Маленький мальчик на дерево влез… опять не то. А, вот! Вспомнил! Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч. Не утонет, Сереберцева! Ура! Ну как, легче?
– Легче, – шмыгнула носом Сереберцева.
Сын вечером дал отцу проверить домашнее задание по математике. Утром мама обнаружила его на столе в комнате. Когда сын пришел домой, поинтересовалась у него:
– Ну что, получил двойку? Домашнее задание забыл дома.
– Я его сдал.
– Как ты мог его сдать? Вот же оно на столе, папа его проверял вчера.
– Это вчерашнее задание, которое мы на уроке вместе с учителем делали.
Мама начинает все понемногу понимать, но спрашивает:
– А папе почему не дал настоящее домашнее задание?
– А я что глупый? Он бы за каждую ошибку меня отчитывал. А так дают ему решенное в школе, все спокойно и тихо…
«Конец детства»
Помню, как закончилась первая четверть в первом классе. Мама пришла забирать меня со школы, я у нее тогда спросила:
— Мам, а мне еще долго в школе учиться?
Мама мне ласково:
— 11 лет, милая, немного больше, чем ты живешь.
Я, услышав это, заплакала, детство закончилось.
Свиньин — подполковник Измайловского полка, батальонный командир, в подчинении у которого состоит Постников. Этот герой рассказа «Человек на часах» представлен в противоречивой роли одновременно и палача Постникова. Желая избежать неприятностей, он скрывает проступок-подвиг Постникова, но лично отдает приказ о его наказании. Свиньин — истовый службист, в котором верность предписаниям устава подавляет доброту и сострадание.
Он офицер требовательный и неумолимый до жестокости. Для него на службе на первом месте была дисциплина, а потом уже все остальное. Он оберегал хорошо начатую им служебную карьеру. Свиньин понял, что Постников нарушил воинский устав. И если это дойдет до Государя, никому не сносить головы: ни офицерам, ни солдату и уже подумывал о том, к кому идти, чтобы замять дело. Солдата Постникова он все-таки приказал высечь.
Кокошкин — петербургский обер-полицмейстер; выступает как и благодетель подполковника Свиньина и его подчиненного капитана Миллера, парадоксально совмещая роль милосердного благодетеля и неправедного сановника. Желая уберечь от неприятностей Свиньина и Миллера, Кокошкин награждает за утопающего не подлинного Постникова, а офицера. Кокошкин — реальное историческое лицо.
Миллер Николай Иванович — капитан Измайловского полка, ротный командир рядового Постникова, рассказывающий его историю. Гуманный Миллер противопоставлен службисту Свиньину, лишенному сострадания к несчастному Постникову. Доброта Миллера из рассказа «Человек на часах» бессильна против жестокого, железного следования букве воинского устава. Капитан Миллер, находится в подчинении у подполковника Свинина, он был очень умен. Один из его подчиненных, несмотря на все уважение к поступку Постникова, вынужден подчиняться к приказам старшего, и наказывает солдата. Николай Иванович Миллер является реальным персонажем, это был знакомый Лескова, который когда-то рассказал это историю, описанную в произведении «Человек на часах».
Объяснение: