4. Прочитай вслух правильно, осознанно и выразительно текст-рассуждение. Куда девается вода из моря?
Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки,
из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сто-
рон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир
сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?
Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, и из ту-
мана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода
падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в
реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи раз-
носятся по земле...
Л. Толстой
?
5. ответь на вопросы по содержанию текста.
О чём рассказ Льва Николаевича Толстого?
Докажи, что это текст-рассуждение.
Определи главную мысль произведения.
Выбери верный ответ:
Текст «Куда девается вода из моря? »
а) басня илирассказ;
б) художественный или научно-познавательный текст;
в) поэтический или прозаический текст.
τеκοτ;
6. ответь на вопросы, требующие доказательств.
Найди в тексте вопросы, которые ставит автор перед читателем.
ответь на них по образцу.
Я считаю, что ..., потому что ... .
Я думаю, что ..., так как ... .
Скромный одесский преподаватель словесности получил неожиданную возможность отправиться с детьми в заграничное путешествие. "Главной целью путешествия была Швейцария, которая всегда имела для Василия Петровича какую-то особую притягательную силу. Но ехать туда было решено сначала морем до Неаполя, а уже потом, через всю Италию, – по железной дороге.
Они увидят Турцию, Грецию, острова Архипелага, Сицилию и, наконец, побывают во всех знаменитых музеях Неаполя, Рима, Флоренции и Венеции, а затем, из Швейцарии, если позволят финансы, махнут в Париж".
Увидеть своими глазами то, о чём прежде лишь читал или слышал – это ли не всегдашняя мечта любого путешественника?
"Хотя они путешествовали по строго продуманному плану, но все же потом, когда Петя вспоминал об этом путешествии, оно представлялось ему скоплением не связанных между собой дорожных впечатлений, мельканием красивых видов, дворцов, фонтанов, площадей и, конечно, музеев".
По-моему, здесь автор слишком строг к персонажам собственной книги. Именно их впечатления в мастерском изложении писателя и составляют несомненную прелесть катаевского текста.
Образ Павла Ивановича Чичикова раскрывается преимущественно через общение с другими героями.
Однако Н. В. Гоголь прибегает и к приемам характеристики через предмет и к внутреннему монологу как средству характеризации персонажа.
Можно упомянуть, например, знаменитую шкатулку Чичикова, подробное описание которой дается и в первой главе, и в эпизоде посещения Павлом Ивановичем имения Коробочки, и во втором томе, когда, находясь под следствием, Чичиков, постоянно вспоминает об этой шкатулке.
В ней для Павла Ивановича сосредоточилось все, чего он смог добиться в жизни, плоды "трудов".
Условия, в которых формировался Павел Иванович, заставили его скрывать свои эмоции и желания, заставили сначала думать, затем действовать, сделали его расчётливым и предприимчивым. В Чичикове нет эмоциональности, нет бесшабашности, нет глупости, нет “жизни через край”. Герой новой эпохи, эпохи эгоизма и расчёта, лишён сильных эмоций. Эти мысли возникают и в момент чтения главы о Ноздрёве. Глава представляет Ноздрева, но многое раскрывает и в натуре главного героя -Чичикова.