(4) О чём размышляет Шарик в начале повести? Насколько близки его размышления автору?
Чем Шарик не похож на других собак, описанных в литературе?
Каковы истоки фабулы повести? Почему Булгаков обращается к фантастике и называет
свою повесть «чудовищной историей»? Зачем потребовалось превращение собаки в
человека? Каков политический подтекст этого превращения?
6. На кого из героев русской литературы похож профессор Преображенский?
7. Каков род занятий профессора Преображенского? Объясняется ли в повести, благодаря
чему профессор стал «мировым светилом»? Почему он не опасается Швондера?
8. Профессор Преображенский, по вашему мнению, вызывает скорее симпатию или
антипатию у читателя? Почему?
(9) Использует ли Булгаков приёмы комического при создании образа профессора?
fo Каковы убеждения Филиппа Филипповича? За что он, по его же словам, «не любит
пролетариата»? Какие фразы профессора можно считать афористическими?
(11 Как меняется по ходу сюжета поведение Шарика-Шарикова – с того момента, как он попал в
дом профессора, до назначения на пост заведующего подотделом очистки?
12. Как вы думаете, почему в человеченной собаке тёмное агрессивное начало?
Какие поступки Шарикова об этом свидетельствуют?
(13) Кто виноват в изменении характера и поведения Шарикова? Мог ли из шарикова получиться
порядочный человек без влияния Швондера?
4. Литературный критик м Золотоносов считает, что «Преображенский в создании Шарикова
виноват не меньше Швондера»? Согласны ли вы с этим утверждением?
15 В какой момент профессор принимает решение об обратном превращении? Почему он не
делает этого раньше?
Рассказ от имени мальчика об учителе математики - Харлампии Диогеновиче.
"Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Ученик отступающий от школьных правил, не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а смешной человек. "
Каждый ученик боялся, что не выполнив домашнее задание, будет мишенью остроумных замечаний учителя и класс будет смеятся.
Когда главный герой не смог дома решить задачу, он попытался сорвать урок, пригласив врача, вместо математики. Вообще, привики должны были делать в соседнем классе, но мальчик обманул, сказав, что их класс на следующем уроке уходит в музей.
Прививки сделали, но Харлампий Диогенович, понял план мальчишки и, все-таки вызвал его отвечать. И когда стало понятно, что ученик не готов, назвал его хитрость "Тринадцатым подвигом Геракла" (Геракл совершил 12 подвигов) .
После этого случая, мальчик начал серьезно относится к домашним заданиям.
Полозова Марья Николаевна — женщина, разрушившая любовь Санина и Джеммы в повести Тургенева «Вешние воды». Крайне эгоистична, часто груба и холодно расчетлива, но при всем том ярко незаурядна. Полозова — человек новой формации, дочь разбогатевшего безграмотного мужика, получившая хорошее образование и завоевавшая себе прочное положение в обществе, в ней нет ничего от психологии выскочки: героиня щеголяет своим плебейством, хотя и презирает ту среду, из которой вышла, как, впрочем, и новое свое окружение.
Она знает человеческие слабости и умеет пользоваться ими. Ее цель — полная свобода для себя и власть над другими людьми. Чувственность Марьи Николаевны Полозовой отмечена оттенком своеобразного демонизма: она стремится порабощать мужчин, разрушая их веру в идеальную любовь и возможность счастья. Для этого есть глубинные причины в ее собственной судьбе. «Натерпевшись» от рабства, она делает рабами других; ни разу в жизни не став предметом настоящей любви, она лишает такой любви более счастливых женщин. Именно так вторгается она в идеальный роман Джеммы и Санина. Это своеобразное подобие мести всему миру, которая отличала романтических героев. Но у Тургенева в повести «Вешние воды» Полозова не возвышенна; ореол «полузверя и полубога», окружавший ее в кульминационные моменты, в конце концов исчезает, заменяемый чертами животного («У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза»).