4. найдите пять эпитетов из отрывка (на выбор)
5. найдите метафору в отрывке.
6. найдите сравнительный или причастный оборот в тексте.
тонкий, словно стонущий визг вдруг коснулся его слуха. мальчик остановился, не дыша, с напряженными мускулами, вытянувшись на цыпочках. звук повторился. казалось, он исходил из каменного подвала, около которого сергей стоял и который сообщался с наружным воздухом рядом грубых маленьких четыреугольных отверстий без стекол. ступая по какой-то цветочной куртине, мальчик подошел к стене, приложил лицо к одной из отдушин и свистнул. тихий, сторожкий шум послышался где-то внизу, но тотчас же затих.
— арто! артошка! — позвал сергей дрожащим шепотом.
неистовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад, отозвавшись во всех его уголках. в этом лае вместе с радостным смешивались и жалоба, и злость, и чувство боли. слышно было, как собака изо всех сил рвалась в темном подвале, силясь от чего-то освободиться.
— арто! — вторил ей плачущим голосом мальчик.
— цыц, окаянная! — раздался снизу зверский, басовый крик. — у, каторжная!
что-то стукнуло в подвале. собака залилась длинным прерывистым воем.
— не смей бить! не смей бить собаку, проклятый! — закричал в исступлении сергей, царапая ногтями каменную стену.
все, что произошло потом, сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду. дверь подвала широко с грохотом распахнулась, и из нее выбежал дворник. в одном нижнем белье, босой, бородатый, бледный от яркого света луны, светившей прямо ему в лицо, он показался сергею великаном, разъяренным сказочным чудовищем.
— кто здесь бродит? застрелю! — загрохотал, точно гром, его голос по саду. — воры! грабят!
но в ту же минуту из темноты раскрытой двери, как белый прыгающий комок, выскочил с лаем арто. на шее у него болтался обрывок веревки.
впрочем, мальчику было не до собаки. грозный вид дворника охватил его сверхъестественным страхом, связал его ноги, парализовал все его маленькое тонкое тело. но, к счастью, этот столбняк продолжался недолго. почти бессознательно сергей испустил пронзительный, долгий, отчаянный вопль и наугад, не видя дороги, не помня себя от испуга, пустился бежать прочь от подвала.
маруся – нищая девочка, приемная дочь бродяги тыбурция, младшая сестра валека. марусе около 4 лет. это слабая и болезненная девочка. вероятно, она болеет чахоткой. маруся плохо ходит, редко смеется и не любит играть в игры. из-за нищей жизни в «подземелье», маруся серьезно заболевает и умирает.
соня – сестра главного героя васи. ей 4 года. соня, как и вася, осталась без матери. за девочкой ухаживает нянька. у сони есть красивые куклы и платья (в отличие от нищей маруси).
соня – добрый ребёнок. об этом свидетельствует с куклой.
пан тыбурций – нищий бродяга, мужчина средних лет, приемный отец валека и маруси. тыбурций любит своих детей. он зарабатывает на жизнь тем, что развлекает народ в кабаках. также он ворует еду, чтобы прокормить семью. тыбурций – умный и образованный человек. у него темное прошлое, о котором никто ничего не знает.
для васи и сони образ маруси стал символом любви и человеческого сострадания.
став взрослыми, вася и соня дали обещания на могиле маруси.
может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой марусе, о человеческом горе и этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему? это известно лишь им и богу..
маруся заболела по двум причинам: у маленькой девочки не было нормального жилья, и ей приходилось жить в сыром и сером подземелье, куда почти не проникали солнечные лучи; нормальная еда для этого ребёнка была редкостью и настоящим праздником. в таких условиях трудно не заболеть. к тому же у маруси не было мамы, значит, в трудные минуты некому её было и приласкать, кроме валека и пана тыбурция. не было у маруси и обычных детских радостей: красивых игрушек, весёлых и шумных детских игр.
Забвению не подлежит
(исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).
2. Я и другие
(человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).
3. Между и будущим: портрет моего поколения
(культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).
4. Время перемен
(тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).
5. Разговор с собой
(внутреннее пространство человека и словесные его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние