петербургский климат скверен. сам город к маленькому человеку враждебен. вспомним, как насмехаются над башмачкиным только потому что он - беден, плохо одет, малоразговорчив. цитата : "есть в петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он здоров" акакий акакиевич старается ступать как можно легче по камням и плитам, дабы не истереть подметок. в этом городе башмачкин чувствует себя одиноким, его улицы кажутся бесконечной пустыней. город - ветреный. именно он надул в горло чиновника жабу, а тот и умер. гоголь подробно описывает вьюгу. она - и после смерти чиновника - летает над петербургом, пугая, как и тень мертвеца всех. бездушный город поглощает все лучшее в человеке, является символом зла, убивает, заставляет задуматься над смыслом существования.
печорин не виновен в гибели бэлы, его вина лишь в том, что он отнял её у мужчины, который был в неё влюблён и не захотел смириться с потерей любимой женщины. в гибели бэлы виновен только казбич.
…понимая, что скрыться от преследователей не удастся, казбич кинжалом ранил бэлу. «такой злодей: хоть бы в сердце ударил — ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в самый разбойничий удар! » печорин напрасно целовал холодные губы бэлы, ничто не могло ее в себя. бэлу в крепость, где ее осмотрел лекарь. на следующий день после ранения бэла пришла в себя ночью стала бредить. когда бред прошел, бэла «начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою григория александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой»… после долгих мучений, спустя два дня девушка умерла….после того как бэла умерла, максим максимыч и печорин выходят на крепостной вал: « мы ходи¬ли взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и у меня мороз пробежал по коже от этого » бэлу похоронили за крепостью, у речки…но максим максимович высказывает мысль о том, что хорошо, что бэла умерла, потому что она бы не выдержала охлаждения печорина к
в предисловии к роману «герой нашего времени» лермонтов замечает: «наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. она не угадывает шутки, не чувствует она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое под одеждою лести наносит неотразимый и верный довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
новаторство лермонтова в «герое нашего времени» во многом определяется диалектическим подходом к « души человеческой», легшим в основу метода психологического реализма. чтобы выявить процесс духовного искажения личности порочной средой, его типичность и неизбежность, писатель оттеняет формирующие характер моменты в жизни других персонажей романа, людей добрых и чистых сердцем. максим максимыч до глубины души потрясен равнодушием печорина при встрече старых друзей после разлуки. жестока была и бэла, не замечая привязанности и преданности штабс-
создавая крупным планом психологический портрет печорина писатель в монологах и дневниках ретроспективно набрасывает картину души героя, но одновременно создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение печорина, а с другой — олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание печорина.
по выражению белинского,
бэла - «одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе».
печорин - «в самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. причины раздвоения — противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». «это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». «нет, это не эгоизм! эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. страдание есть удел одной любви».
петербургский климат скверен. сам город к маленькому человеку враждебен. вспомним, как насмехаются над башмачкиным только потому что он - беден, плохо одет, малоразговорчив. цитата : "есть в петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он здоров" акакий акакиевич старается ступать как можно легче по камням и плитам, дабы не истереть подметок. в этом городе башмачкин чувствует себя одиноким, его улицы кажутся бесконечной пустыней. город - ветреный. именно он надул в горло чиновника жабу, а тот и умер. гоголь подробно описывает вьюгу. она - и после смерти чиновника - летает над петербургом, пугая, как и тень мертвеца всех. бездушный город поглощает все лучшее в человеке, является символом зла, убивает, заставляет задуматься над смыслом существования.
печорин не виновен в гибели бэлы, его вина лишь в том, что он отнял её у мужчины, который был в неё влюблён и не захотел смириться с потерей любимой женщины. в гибели бэлы виновен только казбич.
…понимая, что скрыться от преследователей не удастся, казбич кинжалом ранил бэлу. «такой злодей: хоть бы в сердце ударил — ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в самый разбойничий удар! » печорин напрасно целовал холодные губы бэлы, ничто не могло ее в себя. бэлу в крепость, где ее осмотрел лекарь. на следующий день после ранения бэла пришла в себя ночью стала бредить. когда бред прошел, бэла «начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою григория александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой»… после долгих мучений, спустя два дня девушка умерла….после того как бэла умерла, максим максимыч и печорин выходят на крепостной вал: « мы ходи¬ли взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и у меня мороз пробежал по коже от этого » бэлу похоронили за крепостью, у речки…но максим максимович высказывает мысль о том, что хорошо, что бэла умерла, потому что она бы не выдержала охлаждения печорина к
в предисловии к роману «герой нашего времени» лермонтов замечает: «наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. она не угадывает шутки, не чувствует она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое под одеждою лести наносит неотразимый и верный довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
новаторство лермонтова в «герое нашего времени» во многом определяется диалектическим подходом к « души человеческой», легшим в основу метода психологического реализма. чтобы выявить процесс духовного искажения личности порочной средой, его типичность и неизбежность, писатель оттеняет формирующие характер моменты в жизни других персонажей романа, людей добрых и чистых сердцем. максим максимыч до глубины души потрясен равнодушием печорина при встрече старых друзей после разлуки. жестока была и бэла, не замечая привязанности и преданности штабс-
создавая крупным планом психологический портрет печорина писатель в монологах и дневниках ретроспективно набрасывает картину души героя, но одновременно создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение печорина, а с другой — олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание печорина.
по выражению белинского,
бэла - «одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе».
печорин - «в самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. причины раздвоения — противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». «это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». «нет, это не эгоизм! эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. страдание есть удел одной любви».