В романе «Отцы и дети» И. Тургенев поднимает множество насущных проблем. Это и проблемы любви, и проблемы дальнейшего развития России, проблема искусства и дружбы, и проблема отношения к народу. Отношение к народу – это один из ключевых моментов спора Евгений Базарова, главного героя романа, с Павлом Петровичем, аристократом и дворянином. В конфликте этих двух лиц и выясняется истинное отношение молодого человека к народу.
Прежде всего, нужно отметить тот факт, что среди народа Евгений Базаров был «своим». В отличие от помещиков Николая Петровича и Павла Петровича, простые люди, крестьяне, слуги тянулись к Евгению Базарову. Молодой нигилист не был заносчивым, не держался высокомерно с простым людом, поэтому прислуга, ребятишки – все его любили. Даже Фенечка, прислужница в имении Кирсановых, до того не стеснялась молодого человека, что как-то однажды, когда ее сын заболел, отважилась разбудить Базарова. И другие слуги, Дуняша и Петр, ощущают, что «все-таки свой брат, не барин». Даже «дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки».
Также Базаров не старается подделаться под мужика из народа. Он не стремится переделать народ. А русская речь его более чем естественна. Он умело использует просторечия в своих беседах (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть и т.д.) А все иностранные слова раздражают Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
В споре с Павлом Петровичем именно в отношении народа наметились некоторые точки соприкосновения. Павел Кирсанов говорит о нем: «Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…» Однако если в этой фразе Кирсанова звучит восхищение, то в в Базарове скорее сквозит неверие в народные силы и его к продвижению. Он уважает русский народ и, конечно же, с теплотой относится к нему, что заметно через его отношение к простым слугам и крестьянам. Однако Базаров не может воздержаться от того, чтобы раскритиковать рабскую покорность народа, его нежелание сопротивляться, его пассивность и предрассудки.
Мне кажется, что Базаров сожалеет об участи народа. Он не может поверить в то, что у него есть близкое светлое будущее. Базаров, я считаю, хочет противопоставить народ аристократизму, который презирает. Но он не верит, что народ сможет сам себя противопоставить «барину».
Тем не менее, заступаясь за русский народ, сам Базаров является для него чужим. Евгений Базаров не может знать их быта и их мировоззрение. Он не может понять их потребностей и желаний. В этом Базаров очень близок к народникам, революционерам 70-х гг., пытавшимся «хождением в народ» разбудить в нем бунтарский дух. Но эти народники не преуспели именно потому, что не понимали этот самый народ, который и хотели «учить уму разуму».
Таким образом, можно с уверенностью сказать только то, что Базаров любил и уважал русского человека. Он хотел ему лучшей судьбы. Но, к сожалению, он не верил в народные силы. И, что даже более важно, не понимал народ, был ему чужд.
В романе «Отцы и дети» И. Тургенев поднимает множество насущных проблем. Это и проблемы любви, и проблемы дальнейшего развития России, проблема искусства и дружбы, и проблема отношения к народу. Отношение к народу – это один из ключевых моментов спора Евгений Базарова, главного героя романа, с Павлом Петровичем, аристократом и дворянином. В конфликте этих двух лиц и выясняется истинное отношение молодого человека к народу.
Прежде всего, нужно отметить тот факт, что среди народа Евгений Базаров был «своим». В отличие от помещиков Николая Петровича и Павла Петровича, простые люди, крестьяне, слуги тянулись к Евгению Базарову. Молодой нигилист не был заносчивым, не держался высокомерно с простым людом, поэтому прислуга, ребятишки – все его любили. Даже Фенечка, прислужница в имении Кирсановых, до того не стеснялась молодого человека, что как-то однажды, когда ее сын заболел, отважилась разбудить Базарова. И другие слуги, Дуняша и Петр, ощущают, что «все-таки свой брат, не барин». Даже «дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки».
Также Базаров не старается подделаться под мужика из народа. Он не стремится переделать народ. А русская речь его более чем естественна. Он умело использует просторечия в своих беседах (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть и т.д.) А все иностранные слова раздражают Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
В споре с Павлом Петровичем именно в отношении народа наметились некоторые точки соприкосновения. Павел Кирсанов говорит о нем: «Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…» Однако если в этой фразе Кирсанова звучит восхищение, то в в Базарове скорее сквозит неверие в народные силы и его к продвижению. Он уважает русский народ и, конечно же, с теплотой относится к нему, что заметно через его отношение к простым слугам и крестьянам. Однако Базаров не может воздержаться от того, чтобы раскритиковать рабскую покорность народа, его нежелание сопротивляться, его пассивность и предрассудки.
Мне кажется, что Базаров сожалеет об участи народа. Он не может поверить в то, что у него есть близкое светлое будущее. Базаров, я считаю, хочет противопоставить народ аристократизму, который презирает. Но он не верит, что народ сможет сам себя противопоставить «барину».
Тем не менее, заступаясь за русский народ, сам Базаров является для него чужим. Евгений Базаров не может знать их быта и их мировоззрение. Он не может понять их потребностей и желаний. В этом Базаров очень близок к народникам, революционерам 70-х гг., пытавшимся «хождением в народ» разбудить в нем бунтарский дух. Но эти народники не преуспели именно потому, что не понимали этот самый народ, который и хотели «учить уму разуму».
Таким образом, можно с уверенностью сказать только то, что Базаров любил и уважал русского человека. Он хотел ему лучшей судьбы. Но, к сожалению, он не верил в народные силы. И, что даже более важно, не понимал народ, был ему чужд.