3.Задание Оцените устное высказывание своего одноклассника по тематике рассказа В.
Тендрякова «Хлеб для собаки». При оценке высказывания обратите внимание на
следующие критерии успеха:
1. хорошее знание текста произведения;
2. умение использовать литературно-критические материалы для
аргументации и самостоятельных выводов;
3. свободное владение литературоведческой терминологией;
4. умение излагать материал последовательно, делать необходимые
обобщения и выводы.Примерный ответ учащегося: «Образы главных героев - муки человеческой совести»
Главный герой рассказа - маленький мальчик, которому было стыдно быть сытым,
в то время как за его окном умирали от голода ссыльные. Он часто передавал им остатки
своей пищи, но когда число нуждающихся и просящих непрерывно возрастало, у
маленького ребенка случился эмоциональный срыв: он прогнал от своего двора людей,
крича им вслед, чтобы больше не возвращались к нему. Куркули ушли, а непреодолимое чувство стыда и жалости так и остались в душе маленького человека. Он воспринимал свой поступок как проявление той нечеловечности, которая была присуща людям, отправившим в ссылку невиновных.
Исцелить совесть мальчика собака, которая случайно забрела в его двор.
Ребенок начинает кормить собаку хлебом, чтобы хоть как-то загладить чувство вины.
Если он не смог людям, то хотя бы заботится о таком же несчастном и потерянном живом существе. Но на этом рассказ не заканчивается, автор описывает еще одного героя, начальника железнодорожной станции, который также не мог вынести страдания людей, ежедневно сотнями в маленьких закрытых вагонах проезжающими мимо поселка. Этому человеку повезло меньше, нежели мальчику, ему не встретилась собака, которую он смог бы накормить. Единственным выходом исцелить свою совесть для начальника стало самoубийсTво.
После прочтения рассказа, читателя еще долго не покидает чувство морального и
духовного опустошения. Все ужасы того времени, мы словно переживаем вместе с
героями. Читая рассказ, трудно поверить в то, что такие события происходили в
цивилизованном двадцатом веке, а не на заре средневековья, однако это наша история,
помнить которую священный долг каждого.
Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы I мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою родину. В этом и заключается смысл рассказа “Судьба человека”.
Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.
Вдали от родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.
Не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни “для себя”: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы.
История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь — в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "А за что же ты, жизнь, меня так покалечила? " Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке.. . Нету и не дождусь! ”
Андрей Соколов после всего того, что пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Я считаю, что смысл названия произведения в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!
Андрею Соколову органически присуще “золотое правило” нравственности: не делай боли другому. Он добр и доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену и детей, он заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду. Он справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести и чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.
И еще на одну интересную черту обращает внимание писатель. Его герой, прежде всего, думает о собственных обязанностях перед близкими и товарищами, родиной, народом,
1)Я считаю, что этот эпизод отчётливо передаёт суть рассказа, передаёт эмоции главного героя, его переживания и муки совести за других. Так же здесь можно отчётливо проследить то, как автор олицетворяет картину, словно живую «улыбалась таинственно-печально». В конце эпизода мы можем проследить идею автора о человеческой зависимости от мнения окружающих и неимоверное желание быть похожим на остальных, даже если их действию вызываю ужас
2) главный герой в эпизоде представлен нам положительным, ведь он неоднократно пытался остановить своих товарищей делать неприемлемые вещи, однако он оказался слабохарактерным, так как под давлением окружающих он начал делать то, что считал ужасным
3) Я думаю, что автор выражает своё отношение к ситуации через главного героя, описывая его страх к этой ситуации. Так же неоднократно автор использует различные эпитеты, чтобы добавить рассказу эмоциональной окраски
Объяснение: