3. Прочитайте фрагмент мифа «Зевс на Олимпе»; «С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы.
В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь
и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном
сосуде дары добра, в другом зла. Зевс черпает из сосудов добро и
зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец
черпает дары только из сосуда со злом ».
ГР
4. Сравните с фрагментом из мифа «Тенгри и Умай»: «Два посланника
Тенгри, два божества пути, счастья и несчастья, беды и радости
являются иногда людям, один на белом, другой на чёрном коне.
Хорошо, если встретится путнику в начале дороги всадник на белом
коне. Но не будет дорога удачной увидевшему посланца на чёрном
коне».
5. Что объединяет эти два фрагмента?
6. Нарисуйте псиxорисунок: «Добро» и «Зло».
Главная тема романа - не одиночество, а социальная связь, отношения Робинзона и Пятницы. Отношение Робинзона к дикарю Пятнице - отношение большого брата к своему слуге, несмотря на весь гуманизм Робинзона. Взгляды Робинзона достаточно политкорректны для европейца 17-го столетия - вспомним хотя бы его рассуждения о том, что дикари не виноваты в своей кровожадности. Робинзон вспоминает, как вели себя раньше испанские колонизаторы в Америке, не считавшие туземцев за людей и безжалостно их истреблявшие. Он противопоставляет этому свой, новый, "просвещённый" взгляд: белый человек должен нести дикарям всё лучшее, что есть в его культуре - культуре цивилизованного европейца.
Однако то, что казалось прогрессивным в эпоху Дефо, - отношение к пятницам с позиций "строго, но доброго старшего брата" в наше время выглядит ужасающе неполиткорректным. Для современного правозащитника глобализм, попытка навязать другим людям ценности европейской цивилизации - еще одна форма возрождения колониализма. Культуры, обычаи и верования разных народов самоценны. Любой, даже самый дремучий пятница достоин большего, чем школьная парта, розги и добрые советы Робинзона, - он сам многому научить последнего.