3. Как воспринимает восхитительный утренний пейзаж Слепцов? Что подсказывает, что он чувствительный человек, умеющий видеть красоту окружающего мира? 4. Вызывает ли чудесная картина природы радость у героя? Почему?
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины. Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».
О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое красота? И как почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира? Попробуем разобраться в этом, опираясь на опыт великой русской литературы.
Прежде всего, красоту русские поэты видели в природе. Например, А. А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь в мгновения высшего душевного подъема:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Красота у А. А. Фета - это упоение радостью жизни, праздник и одновременно тайна.
Для Ф. И. Тютчева природа - тоже одушевленное, разумное существо:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Красота для него - в бесконечном движении, во внутренней музыке мира, в согласии мировых сил:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Но красота - это не только природа, но и человек. В чем же красота человеческая?
Вспоминаю стихотворение Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка". В нем говорится о девочке, которая не отличается внешней красотой - "напоминает лягушонка", как пишет поэт. Но та некрасивость становится незаметной, когда она радуется чужой радости, когда ее чувства настолько сильны, что изменяют внешность. "Младенческая грация души" и есть то единство внешнего и внутреннего, тот внутренний огонь, который переплавит любые страдания в радость. И потому Н. Заболоцкий делает вывод:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Это значит, что красота - внутри, в жизни человеческих чувств, в их силе и напряженности: "И прелести твоей секрет развязке жизни равносилен", - писал Б. Пастернак. Человек прекрасен в те моменты, когда в нем - вся без остатка - проявляется стихия жизни, когда в нем, как солнце в капле воды, отражается жизнь во всей ее сложности, с ее страданиями и радостями, потерями и обретениями. Конечно, такие моменты очень редки, они - как озарение, это раскрытие внутренней сущности человека.
Красота - не только в природе и в человеческой личности. Она - в поэтическом слове о них. Слово - бесценный дар, превращающий самые мелкие и случайные детали нашей жизни в нечто важное и значительное:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
Красота поэзии - в созвучиях слов, в своеобразном ритме, в оригинальности образов. Все это вместе создает особое звучание, которое воздействует на читателя, заражает настроением поэта, заставляет почувствовать единство и полноту жизни.
На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всем: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все ее видят, не все обращают на нее внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь "Красота мир"!
Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».
Прежде всего, красоту русские поэты видели в природе. Например, А. А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь в мгновения высшего душевного подъема:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Красота у А. А. Фета - это упоение радостью жизни, праздник и одновременно тайна.
Для Ф. И. Тютчева природа - тоже одушевленное, разумное существо:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Красота для него - в бесконечном движении, во внутренней музыке мира, в согласии мировых сил:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Но красота - это не только природа, но и человек. В чем же красота человеческая?
Вспоминаю стихотворение Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка". В нем говорится о девочке, которая не отличается внешней красотой - "напоминает лягушонка", как пишет поэт. Но та некрасивость становится незаметной, когда она радуется чужой радости, когда ее чувства настолько сильны, что изменяют внешность. "Младенческая грация души" и есть то единство внешнего и внутреннего, тот внутренний огонь, который переплавит любые страдания в радость. И потому Н. Заболоцкий делает вывод:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Это значит, что красота - внутри, в жизни человеческих чувств, в их силе и напряженности: "И прелести твоей секрет развязке жизни равносилен", - писал Б. Пастернак. Человек прекрасен в те моменты, когда в нем - вся без остатка - проявляется стихия жизни, когда в нем, как солнце в капле воды, отражается жизнь во всей ее сложности, с ее страданиями и радостями, потерями и обретениями. Конечно, такие моменты очень редки, они - как озарение, это раскрытие внутренней сущности человека.
Красота - не только в природе и в человеческой личности. Она - в поэтическом слове о них. Слово - бесценный дар, превращающий самые мелкие и случайные детали нашей жизни в нечто важное и значительное:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
Красота поэзии - в созвучиях слов, в своеобразном ритме, в оригинальности образов. Все это вместе создает особое звучание, которое воздействует на читателя, заражает настроением поэта, заставляет почувствовать единство и полноту жизни.
На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всем: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все ее видят, не все обращают на нее внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь "Красота мир"!