3. Двойственный характер персонажа подтверждает и зашифрованный разговор с хозяином постоялого двора. Переведите его на общепонятный язык.
4. Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринев? Как харак-
теризует его подарок, сделанный им вожатому?
5. Как Петр воспринимает известие о своем назначении в Белогорскую крепость?
Что происходит в его душе?
Цензоры не сразу пропустили это произведение к постановке, уж очень мерзок был образ этого молодого человека. Неужели такими были все советские люди? Конечно, нет. Но Зилов – человек, приносящий своим появлением зло. Он ломает судьбы, унижает женщин своим отношением, плюет в душу родным и близким людям. И именно такого человека эпохи застоя поставил во главе пьесы Александр Вампилов.
Зилов работает инженером, отроду ему всего лишь тридцать лет. Он привлекателен и обаятелен, но только тогда, когда это выгодно исключительно ему самому. Он уверен в себе и своей неотразимости, это находит отражение в походке и жестах. И в тоже время во всем этом прослеживается грусть, лень и тоска. Зилов скучает постоянно, где бы и с кем бы он ни находился.
Он равнодушен к жене Галине, она давно ему приелась, живет просто по привычке. Зилов завел любовницу, но и она не вызывает у него должных эмоций. На работе Виктор просто просиживает время. Ладно, работа не всегда нравится. Ну, может, у этого молодого человека есть увлечения? На первый взгляд, можно подумать, что есть у Зилова одна страсть – утиная охота. Но ведь и это на деле оказывается неправдой. Зилов – циник, при к жизни и при саму жизнь для удовлетворения своих потребностей, он, на первый взгляд, человек вообще без какой-либо системы ценностей, для него нет ничего святого, да и в нравственном отношении его не назовешь не то что идеальным, а хотя бы просто чистоплотным. Но талант драматурга заключается как раз в том, чтобы показать, как это издавна повелось в русской литературе, трагедию и несчастье даже такого человека, найти в нем человеческое, не поглумиться над ним, а посочувствовать ему. И мы видим, что Зилов, изолгавшийся демагог, во многом похож на нас самих, приученных социальными обстоятельствами идти на компромисс с совестью.
Но мы видим и то, что такая нравственная позиция не приносит счастья Зилову, как не приносит она счастья и нам. Зилов рвется из этой фальшивой жизни и не может вырваться. И конечно же, есть у него в душе (не может не быть!) что-то светлое, какая-то не захваченная цинизмом и демагогией часть душевного пространства.
Такой отдушиной становится для Зилова утиная охота, где он становится самим собой, где не надо лгать и рассчитывать, где можно просто полностью отдаться потоку жизни, единению с природой, самому процессу охоты – словом, чему-то настоящему, в отличие от той неподлинной жизни, которую ведет Зилов в повседневности. Образ Зилова, несомненно, типичен, ибо отразил характерное для эпохи конца 60-х годов эмоциональное состояние очень многих людей.
Летом много в лесу и грибов и ягод. Бродят по лесу девки, собирают малину, землянику, смородину, песни поют, перекликаются.
А старый боровик сидит в земле, пучится, недоволен он почетом, который ягодам оказывают. Считает, что незаслуженно грибы забыли. Вот и решил боровик собрать грибную рать, да все ягоды передавить, попригибать.
Зовет боровик волнушек на войну, а те отказываются - старушки мы уже, куда на войну идти.
Зовет боровик опенки, те тоже отказываются - ножки больно тонкие.
Зовет боровик сморчки, а те отвечают, что уже старички.
Зовет боровик груздей дружных на войну пойти, и согласны грузди с подгуздочками. Обещают шапками ягоду закидать, пятками потоптать.
И полезли грузди из земли, трава колышется.
А в ту пору пришла в лес тетка Варвара, широкие карманы. Как увидела грибную силу великую, ахнула и давай все грибы без разбора в корзинку собирать. Полную корзину набрала, насилу до дома донесла. И разобрала все грибы по роду: волнушки в кадушки, груздки в кузовки, сморчки в бурачки, опенки в бочонки.
А старого боровика на нитку надела и высушила.
Так и кончилась война грибов с ягодами.