Роман "айвенго" - одно из лучших произведений вальтера скотта (1771 - 1832). этот роман был создан более ста шестидесяти лет назад (1820), а события, о которых в нем рассказано, происходили в xii столетии. однако и в наши дни "айвенго" вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с , понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена. "время действия - царствование ричарда 1, не только богато героями, - имена которых способны привлечь общее внимание, но отмечено еще глубокой враждой между саксами, обрабатывавшими ту землю, которой норманы владели по праву - победителей", - говорится в авторском предисловии к роману. решив изобразить в своем произведении проблему норманского завоевания, конфликт двух племен, населяющих страну - победителей и побежденных, скотт сам подчеркивает, что здесь на первом плане художественная, а не правда, власть художественного воображения, а не логика фактов. обратившись к конца xii века, скотт исходит, прежде всего, из фольклорных источников и обоснований. авторское предисловие 1830 г. раскрывает для читателя источник возникновения романа: он коренится в народной традиции, в анналах богатого фольклора. герой этого произведения не существовавший король, а идеализированный король народной фантазии, король, каким хотел бы видеть властителя угнетенный народ. король старинной миролюбив и скромен. его природная жизнерадостность, доступность и простота ему в общении с народом - он весело охотится в шервудском лесу в часы досуга, разделяет трапезу случайного спутника, милостив и добр, помнит сделанное ему добро и строго блюдет интересы подданных. именно так представлен в "айвенго" ричард "черный рыцарь". изображен смутный период - период двоевластия, междуцарствия, время, когда "законный" король томится в австрийском плену, а его подданные, желавшие его возвращения из долговременного плена, почти утратили надежду на это. скотт указывает на политический разброд в стране. состояние анархии и растерянности, притеснение слабого сильным стало системой. мелкопоместные дворяне или франклины подпали под иго тирании могущественных баронов, положение широчайших масс населения заметно ухудшилось, к формам угнетения прибавилось еще национальное угнетение саксов со стороны норманских завоевателей. определяя характер быта, условия жизни смутной и переходной эпохи xii века, скотт отмечает в самом начале романа, что " народ терпел великие бедствия". жестокое угнетение народа стимулировало рост побегов крестьян и йоменов. скотт осознает причины роста и распространения так называемых разбойничьих шаек, ставших таковыми вследствие черной несправедливости и неправды законов. разбойники были большей частью йомены и простые крестьяне саксонского происхождения, доведенные до полного разорения суровостью законов о "сохранении лесов и охотничьих угодий", а потому и избравшие такой отчаянный и бродячий образ жизни. неудивительно, что крестьянин - раб, жизнь которого беспросветно тяжела, отнюдь не склонен считать "разбойников" своими врагами. по словам гурта, он убедился твердо в том, что "настоящие воры и разбойники отнюдь не худшие люди на свете".
Юймовочка бездетная женщина по совету колдуньи вырастила из зернышка тюльпана девочку в дюйм ростом — дюймовочку. колыбелькой для нее стала ореховая скорлупка, лодкой — лепесток тюльпана в блюде с водой и цветами, где девочка плавала и пела. однажды ночью ее украла жаба, чтобы сделать невестой для своего безобразного сына. плач дюймовочки, сидящей на листе кувшинки, пока жабы украшали свое жилище, разжалобил рыбок — они перегрызли стебель и девочка поплыла по течению, запрягнув в свою лодку мотылька. красавицу унес к себе майский жук, но его сородичам не понравилась щуплая девочка, и он оставил ее в ромашке. дюймовочка разрыдалась от того, что считала себя некрасивой, хотя на самом деле была хорошенькая. зимой девочка ушла из леса и добрела до норки полевой мыши. та обогрела и накормила бедняжку, оставила ее у себя и посоветовала выйти замуж за богатого крота. будучи в гостях у этого завидного жениха, дюймовочка увидела ласточку — ее все считали умершей, но девочка, укрывая птичку покрывалом из травы, услышала, как бьется птичкино сердце. всю зиму дюймовочка ухаживала за ласточкой, поранившейся о терновый куст и отставшей от сородичей, а весной та улетела, предложив девочке полететь с ней (отказалась — жалко было бросать мышь). тем временем к дюймовочке уже посватался крот, и все готовились к свадьбе. осенью приданое было готова, а на слова девушки о том, что она не хочет выходить замуж за крота, мышь пригрозила своими зубами. в день свадьбы невеста вышла попрощаться с солнцем и цветами, и встретила ласточку. птица опять предложила улететь — и в этот раз дюймовочка не отказалась. в теплом краю ласточка посадила подругу в цветок, где сидел король эльфов. он сделал предложение красавице; на свадьбу ей подарили пару прекрасных крыльев.