2. Проанализируйте отрывок из произведения М. Зощенко «Аристократка». Определите, какую роль в раскрытии характеров героев играет этот эпизод.
Зачем автор употребляет «неправильные слова»? Выскажите свое мнение
И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил,
а другой мне Васька-слесарь пожертвовал. На билеты я не посмотрел, а они разные.
Который мой — внизу сидеть, а который Васькин — аж на самой галерке.
Вот м ы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я — на Васькин. Сижу на
верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то её вижу. Хотя плохо.
Поскучал я, поскучал, вниз сошёл. Гляжу — антракт. А она в антракте ходит.
— Здравствуйте, — говорю.
— Здравствуйте.
— Интересно,— говорю,— действует ли тут водопровод?
— Не знаю, — говорит.
И сама в буфет. Я за н ей. Ходит о на по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо.
На блюде пирожные.
А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг её и предлагаю:
— Ежели,— говорю,— вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
— Мерси,— говорит.
И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом, и жрёт.
А денег у меня — кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а
я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег — с
гулькин нос.
Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая
буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.
Я говорю:
— Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
А она говорит:
— Нет.
И берёт третье.
Я говорю:
— Натощак — не много ли? Может вытошнить.
А она:
— Нет,— говорит,— мы привыкшие.
И берёт четвёртое.
Тут ударила мне кровь в голову.
— Ложи,— говорю,— взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней не гулять.
— Ложи,— говорю,— к чёртовой матери!
Положила она назад. А я говорю хозяину:
— Сколько с нас за скушанные три пирожные?
А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет.
— С вас,— говорит,— за скушанные четыре штуки столько-то.
— Как,— говорю,— за четыре?! Когда четвёртое в блюде находится.
— Нету,— отвечает,— хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем
смято.
Каштанка - молодая собака, помесь таксы с дворняжкой:
"Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой..."
"Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла..."
О внешности Каштанки известно следующее:
"Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу..."
"...забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил..."
"Совсем лисица!"
"...подняла вверх свою лисью морду и радостно завыла."
"И какая ты тощая! Кожа да кости..." (Каштанка плохо питается у своего хозяина-столяра)
"А ты, рыжик, не бойся..."
Каштанка - энергичная, живая собака:
"От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конно-железки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее."
Каштанка - хорошая, смешная собака, по мнению мистера Жоржа:
"А ты хорошая, смешная! — сказал незнакомец."
Каштанка - умная собака:
"Училась она очень охотно и была довольна своими успехами..."
"...учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки."
Каштанка - чуткое существо. Так, собачка действительно переживает, когда на ее глазах умирает ее сосед, дрессированный гусь:
"Но Тетке было скучно, грустно и хотелось плакать. Она даже не понюхала лапки, а пошла под диван, села там и начала скулить тихо, тонким голоском:
— Ску-ску-ску..."
Каштанка не любит музыку, потому что та расстраивает ей нервы:
"Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла."
"Тетка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла."
Хозяином Каштанки является пьяница-столяр Лука Александрович:
"...ее хозяин, столяр Лука Александрыч..."
"...Лука Александрыч зашел на минутку к сестре, у которой пил и закусывал..."
"...уже вечерело и столяр был пьян, как сапожник."
Жизнь Каштанки у столяра Луки нельзя назвать очень благополучной. Хозяин плохо кормит собачку, бьет и кричит на нее. Сын столяра, Федюшка, довольно жестоко играет с Каштанкой. Несмотря на это собака любит своих хозяев и предана им:
"Однако, плохо же кормят тебя твои хозяева! — говорил незнакомец..."
"...первые имели право бить ее..." (о хозяевах Каштанки)
"...он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: «По-ошла вон, треклятая!»..." (сравнение грубого столяра Луки и мистера Жоржа)
"...неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком... Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею... <...> Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка."
Однажды Каштанка теряется на улице, где ее замечает клоун-дрессировщик мистер Жорж. Мужчина берет собачку к себе жить. Он хорошо кормит ее, не бьет и не кричит на нее, в отличие от старого хозяина. Мистер Жорж дает Каштанке новую кличку "Тетка". Вместе с ней в доме циркача живут и животные - дрессированные кот и гусь. Каштанка по-своему нравится благополучная, сытая жизнь у мистера Жоржа: