2. Образ Лидии Михайловны в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского". При написании сочинения на эту тему обратите внимания на то, как автор раскрывает характер Лидии Михайловны, какие её поступки, особенности поведения, мысли он выделяет, какие важные для автора идеи выразить её образ.
Опора на следующие вопросы вам раскрыть тему сочинения.
1) Каковы социальная принадлежность учительницы, её воспитание, образование?
2) Что рассказывается о её первом появлении в рассказе?
3) Каков её портрет? Чьими глазами он даётся?
4) Какие черты характера присущи героине? Как они проявляются в поступках?
5) Каково душевное состояние героини в ключевых моментах?
6) Какова оценка героини, данная другими персонажами?
7) Какова авторская оценка героини?
1)Какие поступки говорят об эгоизме Печорина, его равнодушии к людям?
Отношение к женщинам,которых он бросал,как надоевшие игрушки. Печорин играл на слабостях людей,используя их страсти,для достижения своих целей.Эгоист,думает о себе,не заботясь о чувствах других,добивается цели любой ценой."Видно, в детстве был маменькой избалован".
Не может определиться с целью в жизни,ищет своё место.Бросается из крайности в крайность,очень изменчивая натура.От его безразличия погибает дочь местного князя Бэла,сам князь,а сын князя -Азамат покидает семью.Развлечения Печорина привели к трагедии,а он сам остаётся равнодушным:"Его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя."
2)Какие поступки Печорина показывают смелость, выдержку, настойчивость?
Характер печорина противоречив-крепкого здоровья,сутками бывал на охоте,но мог простудится от сквозняка.Охотился в одиночку на кабана,но вздрагивал от хлопка двери.Мог разговаривать без умолку,становясь центром компании,а мог молчать часами.
Дуэль с Грушницким раскрывает лучшие качества Печорина.Печорин пытается получить извинения жизнь юнкеру,но тщетно. Грушницкий не оставляет ему выбора-"Нам на земле вдвоем нет места..."Зная о подлоге, который чуть не превратил дуэль в убийство безоружного,Печорин ставит условие дуэли,стрелять по-очереди и на краю обрыва.Сила на его стороне,опыт,хладнокровие, смелость, трезвый расчёт и ум, против трусости,глупости, мальчишеской истерики и хвастливости.Трус не смог убить Печорина,а Печорин ,выстрелив- уходит,даже не обернувшись.Он всего лишь ранил Грушницкого,но тот падает в пропасть и погибает.
3) Какую роль играю второстепенные образы романа?
Второстепенные образы раскрыть грани характера главного героя,сложный, неоднозначный внутренний мир "героя своего времени",выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени.
Лермонтов представляет Печорина читателям с разных точек зрения,авторское вступление,затем Максим Максимыч раскрывает характер главного героя и только потом сам Печорин рассказывает о себе.Постепенно автор раскрывает душу героя,рисуя глубокий и всесторонний образ Печорина,логически подводя к итогу , философским рассуждениям Печорина в последней главе "Фаталист". На фоне второстепенных персонажей авто подчёркивает противоречивость характера,отношения с простыми людьми,со своим кругом,с женщинами.
4) За что мы осуждаем Печорина?
Осуждает Печорина сам автор,но не говорит напрямую об этом:за его безразличие к людям и их судьбам,за неумение ценить людей,любовь, дружбу,за не быть просто благодарным. Печорин не может определиться с целью в жизни,ищет своё место.Бросается из крайности в крайность,очень изменчивая натура.Осуждение вызывает его отношение к женщинам.Вера единственная из женщин, смогла понять Печорина,оценить и принять его таким,каков он есть,со всеми его недостатками,пороками и тоскою.Печорин испытывает искреннее и глубокое чувство к Вере,вызывающее ужасную грусть,но он ничем не жертвует для Веры,как и для всех своих женщин.Даже дуэль ничего не меняет в судьбе Печорина,он остаётся отчуждённым, холодным и ставит себя выше окружающего общества,его спор с самим собой остаётся незавершённым.
решительный, верный в любви, бескорыстный и трудолюбивый