2. Как характеризует данный монолог героя, его произносящего? Чем вызван этот монолог? Какие вопросы затронуты в нём? Каково психологическое состояние героя в данный момент и как оно выражается? С какой целью введён драматургом монолог?
3.
3. Как характеризуют Хлестакова его собственные монологи, поведение с Осипом, трактирным слугой (перед встречей с городничим)?
4. Как характеризует Хлестакова и городничего сцена их встречи в трактире? Почему городничий, «очень не глупый по-своему человек», как говорит о нём Гоголь, не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова? Почему эта сцена производит комическое впечатление? Как в этой сцене показано преображение героя, переход его от унижения, страха к высокомерию, над-
менности?
5. Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова
на основании его монолога в V явлении второго действия?
6. Перечитайте внимательно авторские ремарки и реплики городничего в сторону, чтобы ответить на вопросы: в чём подтекст поведения и высказываний городничего и Хлестакова? Что они говорят и о чём думают на самом деле? Как мы узнаем об их внутреннем состоянии? Почему у Хлестакова нет реплик в сто-
рону?
7.
7. Что смешного, комичного во II действии? Какие сцены кажутся особенно смешными? Как понял городничий слова Хлестакова о том, что у него нет денег?
8. Что вы узнали из II действия о характерах действующих лиц, об их жизненных позициях, взглядах? Как речь персонажей характеризует их?
9.
9. Какова роль II действия в развитии сюжета и в раскрытии идей-
ного содержания всей комедии?
ОбъяснениеМиф рассказывает о том, что в одной тенистой и прохладной долине протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью. Уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья. Однажды охотник Актеон по воле злого рока оказался в этом месте, когда Артемида и нимфы, ее спутницы, весело плескались в воде.
Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть ее от нескромных взоров. Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Артемиду».
В один миг на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги. Объятый ужасом, он побежал и упал на берегу реки. Взглянув в воду, Актеон увидел там оленя, в которого он превратился. Он хотел устремиться дальше, но собственные собаки кинулись на него и разорвали в клочки.
Художники в искусстве обычно изображали начало превращения Актеона в оленя в тот момент, когда у него появляются рога. Многие живописцы использовали этот сюжет для своих картин.
Артемида во многих других мифах также выступает как мстительная богиня, приносящая смерть всем, кто каким-либо образом провинился перед ней.
:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
***
Объяснение: