2. (Г) Прием «Ментальная карта» \ «Постер» (АИ 5 Характеристика героев). Задание: создавать ментальную карту/постер, отражающий видение образов произведения.
1,3 группа: герои рассказа
2,4 группа: герои сказки
(А) 5 группа: составить схему взаимодействия персонажей в рассказе и сказке.
Спикеры от каждой группы выступят с устной презентацией результатов. Кластеры будут размещены на доске в виде презентации.
ФО: взаимооценивание «Коллекция стикеров»
Критерии оценивания:
- отмечает 3 ключевых момента, характеризующих героев;
- определяет роль деталей в характеристике персонажей;
- соотносит героев внутреннего и внешнего плана между собой.
3. (Г) Определение понятий «символ», «аллегория» (АИ 8 Художественно – изобразительные средства)
Задание 1. Соотнеси предмет и его значение в сказке.
Сабля Власть
Золото Агрессия
Магнитофонная пленка Семья, труд
Колос Память
Какой предмет в тексте выполняет функции символа, а какие имеют аллегорическое значение?
Что «посеяли» три брата из сказки об одном зернышке?
Какие аллегорические значения скрыты за их судьбами?
Задание 2. Восполните в схеме недостающие элементы, отвечая на вопрос «Во что превратилась находка у каждого из братьев?»
Золото - …
Сабля - …
Зерно - … - … - … - семь сел, семь городов.
ФО: оценивание учителем по критериям успеха
Критерии оценивания:
- соотносит предмет и его значение;
- определяет предметы, выполняющие роль символа и имеющие аллегорическое значение;
- восполняет элементы схемы, пользуясь текстом;
- определяет роль ИВС в характеристике персонажей;
сделайте .
1)карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.
2) воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление топтыгиных; отношения народа и властей.
3)главные герои – медведи топтыгины. роль играет образ льва. каждому медведю посвящена определенная глава сказки. первый топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причем крупного. он правил, руководствуясь этим убеждением. но правил недолго. лев снял его с должности, когда узнал, что топтыгин съел маленькую птичку. тогда лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях. второй топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. но выставил себя посмешищем. третий топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. такая стратегия третьему медведю пробиться в полковники. и он бы шел далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.
4)под лицами топтыгиных скрываются люди. эта сказка описывает проблемы и вопросы российского общества конца 19 века, которые волновали салтыкова-щедрина.
Сказку "Солдатская шинель" мы называем бытовой, потому что в ней обычные для такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы радуемся смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.
Предмет, который становится причиной торга между солдатом и барином, - солдатская шинель. Мы узнаем, что солдат умеет так постелить шинель, что умудряется и в голве ее положить, и укрыться. Но сказка не только об этом умении солдата. Мы узнаем о том, что служба солдатская в царские времена была очень суровой, что на походе никаких удобств у солдата не было: он должен был пользоваться тем, что было под рукой, что он постоянно нес с собой. Поэтому шинель для него служила не только одеждой, но и постелью. Солдаты много работали, времени для сна им отводилось мало. Они сильно уставали, и когда приходило время спать, от утомления быстро засыпали даже на жесткой постели, сделанной из шинели.
Барин жил в совершенно других условиях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдаткой жизни. Об этой разнице между жизнью солдата и барина и рассказывает нам сказка, причем симпатии рассказчика на стороне солдата.