2. Анализ рассказа А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» по плану.
1. О ком этот рассказ? Охарактеризуйте главного героя. Как он относится:
- к людям?
- к работе?
- к своему таланту?
Как автор описывает талант героя?
2. От чьего лица ведется рассказ? Охарактеризуйте этого персонажа. Как он относится к главному герою?
3. Какие отношения сложились у Мальцева с Какие факты свидетельствуют об этом?
4. Когда и при каких обстоятельствах мы впервые узнаем имя Мальцева? Как вы думаете, почему?
5. Что случилось 5 июля? Почему это поездка стала для Мальцева последней? Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?
6. Что переживает Мальцева, узнав о том, что машинист ослеп? Почему он не может работать дальше?
7. Как бы вы ответили на во Кости «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?»? Почему этот во задан?
8. Что Мальцеву вернуться к полноценной жизни? Какой смысл вложен в слова Кости: “Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!”?
9. Как описывает автор глаза Мальцева в разные моменты? О чем свидетельствуют такие эпитеты?
10. Как и почему к концу рассказа меняются отношения машиниста и его Почему в последней поездке Костя обращается к Мальцеву на «ты»? О чем свидетельствует последняя фраза рассказа?
11. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Почему мир назван «прекрасным и яростным»? Что в мире можно отнести к прекрасным и яростным силам?
12. Каким образом человек может выстоять в схватке с яростными силами жизни?
2. Гринева посадили в тюрьму обвинив в том что он сотрудничал с Пугачевым Но Маша знала что все это ложь и пошла к императорскому двору. Там на скамейке она разговорилась с дамой , которая в итоге оказалась императрицей. Она даказала ей что Гренев не был веновным. В ответ императрица выпустила Гренева на сваду узнав всю правду. Смелость и вера Маши Петра Гренева.
Для любого писателя портрет – это возможность ввести читателя во внутренний мир героя, раскрыть как можно полнее его характер. Ярче всего сущность героя показывает лицо. Но Гончаров идет дальше: он предает особенности положений и движений героя.
Вспомним, прежде всего, портрет Обломова, нарисованный в самом начале. Помимо очень живописного описания его глаз, рта и выражения лица, Гончаров замечает: «Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенной своего грации ленью». (Хочется отметить, что именно в портрете впервые употребляется ключевое слова первой части – лень). И вот уже Обломов, будто живой предстает пред глазами читателя. Кажется, что нет человека спокойнее, уравновешеннее, добрее этого скучающе-беспечного героя. Все его отношение к жизни сквозит через взгляд, выражение лица, бессмысленную задумчивость. Мы ещё не знаем его поступков, но уже почти знаем его характер.
Далее следует не столь длинные, но тоже очень ёмкие, четкие, будто фотографии с характеристиками, портреты посетителей Обломова: жизнерадостный и изящный Волков; задумчивый, спокойный и сознательный Судьбинский; небрежный Пенкин; «неопределенный» и незаметный Алексеев; грубый и неопрятный Тарантьев. Все это живые лица с определенными жизненными позициями, с разными судьбами, но они все же второстепенные герои и прослеживать их поступки Гончаров не собирается (за исключением Тарантьева). Однако здесь приходит на портрет и можно вполне предугадать, что с этими людьми случиться в будущем.
Во второй части романа на сцене появляется Штольц. Антипод Обломова по характеру, он столь же противоположен ему по внешности. У Обломова – изнеженное тело, а Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов», у главного героя «пухлые руки», а его антипод – худощав. Даже белому, неестественному цвету лица Обломова Гончаров противопоставляет «ровный, смугловатый» цвет лица Штольца. Портрет еще больше противоречий придал образам Штольца и Обломова.
Портрет Ольги Ильинской – это воплощение грациозности, сосредоточенности, лёгкости. Сразу создается впечатление, что эта, казалось бы, далекая Обломову девушка, непременно будет общаться с ним, привяжется к нему (как противоположный Обломову Штольц стал ему лучшим другом). И когда в VI главе автор описывает образ идеальной жены для Обломова, он как будто совпадает с портретом Ольги. Но в жизни героя все оказалось гораздо прозаичнее: встретив Агафью Матвеевну Пшеницыну с беспрестанно движущимися белыми локтями, он будто возвращается в Обломовку. Поэтому портрет Пшеницыной стал ознаменованием невозможности возрождения Обломова.
Таким образом, портрет в романе «Обломов» усиливает противоречия между героями и читателю глубже понять сущность и трагедию обломовщины.