100 .прочитаем эпизод встречи маши мироновой с царицей по ролям (глава xiv) и проанализируем его.
примерный план анализа эпизода:
1) место эпизода в композиции повести.
2) действующие лица эпизода, их поступки, их речевая характеристика.
3) роль пейзажа, интерьера, деталей, других художественных средств.
4) роль эпизода в раскрытии авторской идеи.
Главный герой открывал в людях их особые качества и маленькие пристрастия. В этом ему их малозаметные жесты и мимические выражения. Он так живописал их, словно они жили самостоятельно: тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, неожиданно хитрое, нестрогое подмаргиванье швейцара, благоговейное поглаживание стола, показавшееся чудесным...
Окружающие предметы в детстве виделись герою одушевлёнными, полными своих маленьких тайн и странной, ни на чью не похожей жизни. Только герой рассказа мог понимать их, поэтому он говорит, что все они «были мои».
В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удается установить на уроках «образцовую тишину» . Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха. Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведется повествование) , не выучив домашнего задания, пришел на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске станет мишенью для искрометного юмора своего учителя. Через некоторое время после начала урока в класс вошел доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А» , но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводит врачей на урок к 5 «А» . Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию в 5 «Б» . Таким образом ему удалось от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников. После докторской «экзекуций» , сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственнее стал подходит к домашним заданиям. Этот подвиг был не из-за смелости, а из-за трусости, из-за того, что он не сделал домашнее задание по