объяснение: творчество великого писателя м. е. салтыкова-щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализмом и художественным совершенством. высоко его оценивали и. с. тургенев, л. н. толстой, м. горький.
достойное место в наследии сатирика занимают сказки. многие из них посвящены участи простого народа в царской россии. писатель противопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. этой темы он касается и в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
герои сказки — генералы — по своей легкомысленности оказываются на необитаемом острове. ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся генералы на его поиски. найдя спящего «лежебоку», генералы заставляют его на себя работать. автор не случайно называет мужика мужичиной. он подчеркивает в его облике мощь, громадную силу. и тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.
мужичина - мастер на все руки. он находчив, умел, сноровист. все у него получается споро. яблоки с дерева доставать - легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить - не проблема. огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается у мужика без затруднений. и этим писатель восхищается и гордится.
однако горькой иронией указывает сатирик на ребское поведение мужика. добыв для генералов яблок, он дал им по десятку, а себе взял только одно, да и то кислое. услужив своим эксплуататорам, мужик не забыл спросить: "довольны ли вы, господа генералы? " - отдыхал только с вычайшего позволения. боясь потерять того, кто обеспечивает им жизнь, генералы-паразиты просят мужика свить для самого себя веревочку, чтоб потом привязать его к дереву. с каждым днем мужик проявляет ради генералов все большую изобретательность. "стал даже в пригоршне суп варить", - сообщает автор.
с некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в петербург, на подъяческую. "и начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! " - с едкой насмешкой говорит сатирик.
великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. в сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: "кормит генералов селедками".
весьма скромна генеральская : рюмка водки да пятак серебра. но ведь большего мужичина и не требует.
в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» салтыков-щедрин показывает одновременно силу и слабость простого народа в эпоху самодержавия. сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на крестьянскую пассивность, покорность, долготерпение. в сказке звучит боль писателя за мужика. горькими раздумьями о судьбе родного народа, родной страны полна «».
м. горький справедливо писал о щедрине: «значение его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло общество это объясняется тем, что салтыков прекрасно знал психику представителей культурного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб»
в сказке "повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
изображены два генерала. это бывшие чиновники, которые дослужились до генеральского звания. всю жизнь они служили «в какой-то регистратуре» , которую впоследствии «за ненадобностью» . «там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали» . генералы настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею » . только попав на необитаемый остров, генералы узнают, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт» , и догадываются, что «если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить» .
всю жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных канцелярских бумаг. ничего иного делать они не умеют и, оказавшись на острове, где «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают» , в ручьях рыба кишит, а на деревьях плоды висят, чуть не умирают с голоду и едва не становятся . бездельники, привыкшие к паразитической жизни, они даже не сомневаются в своём праве на чужой труд и убеждены в том, что если бы им удалось найти мужика, то «он бы… сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы» . уверены они и в том, что «мужик везде есть, стоит только поискать его! » после долгих. поисков они находят мужика, который спал под деревом и, как им кажется, «самым нахальным образом уклонялся от работы» .
народ, говорит своей сказкой сатирик, создаёт все блага жизни, но в эксплуататорском обществе они достаются угнетателям. генералы и олицетворяют в сказке мир угнетателей, мужик - народ и его судьбу.
угнетатели жадны и злы, тупы и ленивы, и трусливы, народ бескорыстен и добр, находчив и трудолюбив, отзывчив и смел. но на наглость и жестокость угнетателей он отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. с горькой иронией рассказывает сатирик о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудился на генералов.
«и зачал он перед ними действовать. полез сперва наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку - и извлёк огонь. потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. наконец, развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам даже пришло на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку? » .
народ мастер на все руки, и мужик в сказке вскоре изловчился даже в пригоршне суп варить. когда же соскучившиеся генералы «начали… нудить мужика» , чтобы доставил он их в петербург, выстроил мужик «корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть» , и перевез генералов в петербург. в петербурге генералы в казначействе столько «денег загребли» , что «того ни в сказке сказать, ни пером описать» .
«однако, - с уничтожающим презрением заканчивает щедрин сказку, - и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина! » .
«повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» щедрин воспитывал ненависть к тунеядцам и эксплуататорам, бросающим народу жалкие подачки. но в этой ранней своей сказке писатель осмеял не только паразитизм господствующих классов. революционный демократ, единомышленник чернышевского, добролюбова и некрасова, он как бы обращался к народу с тем же вопросом, с каким к народу обращался некрасов: "чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел? "
с горечью и болью говорил щедрин о долготерпении народа и его покорности угнетателям, о том, что по приказу генералов мужик свил верёвку и «этой верёвкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг» .
гневное обличение дармоедов-эксплуататоров, осуждение народной пассивности и покорности, призыв к тому, чтобы народ сбросил со своих плеч угнетателей, уничтожил несправедливый и бесчеловечный строй, - таков идейный смысл произведения.
ответ:
объяснение: творчество великого писателя м. е. салтыкова-щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализмом и художественным совершенством. высоко его оценивали и. с. тургенев, л. н. толстой, м. горький.
достойное место в наследии сатирика занимают сказки. многие из них посвящены участи простого народа в царской россии. писатель противопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. этой темы он касается и в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
герои сказки — генералы — по своей легкомысленности оказываются на необитаемом острове. ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся генералы на его поиски. найдя спящего «лежебоку», генералы заставляют его на себя работать. автор не случайно называет мужика мужичиной. он подчеркивает в его облике мощь, громадную силу. и тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.
мужичина - мастер на все руки. он находчив, умел, сноровист. все у него получается споро. яблоки с дерева доставать - легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить - не проблема. огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается у мужика без затруднений. и этим писатель восхищается и гордится.
однако горькой иронией указывает сатирик на ребское поведение мужика. добыв для генералов яблок, он дал им по десятку, а себе взял только одно, да и то кислое. услужив своим эксплуататорам, мужик не забыл спросить: "довольны ли вы, господа генералы? " - отдыхал только с вычайшего позволения. боясь потерять того, кто обеспечивает им жизнь, генералы-паразиты просят мужика свить для самого себя веревочку, чтоб потом привязать его к дереву. с каждым днем мужик проявляет ради генералов все большую изобретательность. "стал даже в пригоршне суп варить", - сообщает автор.
с некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в петербург, на подъяческую. "и начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! " - с едкой насмешкой говорит сатирик.
великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. в сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: "кормит генералов селедками".
весьма скромна генеральская : рюмка водки да пятак серебра. но ведь большего мужичина и не требует.
в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» салтыков-щедрин показывает одновременно силу и слабость простого народа в эпоху самодержавия. сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на крестьянскую пассивность, покорность, долготерпение. в сказке звучит боль писателя за мужика. горькими раздумьями о судьбе родного народа, родной страны полна «».
м. горький справедливо писал о щедрине: «значение его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло общество это объясняется тем, что салтыков прекрасно знал психику представителей культурного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб»
ответ:
в сказке "повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
изображены два генерала. это бывшие чиновники, которые дослужились до генеральского звания. всю жизнь они служили «в какой-то регистратуре» , которую впоследствии «за ненадобностью» . «там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали» . генералы настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею » . только попав на необитаемый остров, генералы узнают, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт» , и догадываются, что «если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить» .
всю жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных канцелярских бумаг. ничего иного делать они не умеют и, оказавшись на острове, где «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают» , в ручьях рыба кишит, а на деревьях плоды висят, чуть не умирают с голоду и едва не становятся . бездельники, привыкшие к паразитической жизни, они даже не сомневаются в своём праве на чужой труд и убеждены в том, что если бы им удалось найти мужика, то «он бы… сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы» . уверены они и в том, что «мужик везде есть, стоит только поискать его! » после долгих. поисков они находят мужика, который спал под деревом и, как им кажется, «самым нахальным образом уклонялся от работы» .
народ, говорит своей сказкой сатирик, создаёт все блага жизни, но в эксплуататорском обществе они достаются угнетателям. генералы и олицетворяют в сказке мир угнетателей, мужик - народ и его судьбу.
угнетатели жадны и злы, тупы и ленивы, и трусливы, народ бескорыстен и добр, находчив и трудолюбив, отзывчив и смел. но на наглость и жестокость угнетателей он отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. с горькой иронией рассказывает сатирик о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудился на генералов.
«и зачал он перед ними действовать. полез сперва наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку - и извлёк огонь. потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. наконец, развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам даже пришло на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку? » .
народ мастер на все руки, и мужик в сказке вскоре изловчился даже в пригоршне суп варить. когда же соскучившиеся генералы «начали… нудить мужика» , чтобы доставил он их в петербург, выстроил мужик «корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть» , и перевез генералов в петербург. в петербурге генералы в казначействе столько «денег загребли» , что «того ни в сказке сказать, ни пером описать» .
«однако, - с уничтожающим презрением заканчивает щедрин сказку, - и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина! » .
«повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» щедрин воспитывал ненависть к тунеядцам и эксплуататорам, бросающим народу жалкие подачки. но в этой ранней своей сказке писатель осмеял не только паразитизм господствующих классов. революционный демократ, единомышленник чернышевского, добролюбова и некрасова, он как бы обращался к народу с тем же вопросом, с каким к народу обращался некрасов: "чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел? "
с горечью и болью говорил щедрин о долготерпении народа и его покорности угнетателям, о том, что по приказу генералов мужик свил верёвку и «этой верёвкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг» .
гневное обличение дармоедов-эксплуататоров, осуждение народной пассивности и покорности, призыв к тому, чтобы народ сбросил со своих плеч угнетателей, уничтожил несправедливый и бесчеловечный строй, - таков идейный смысл произведения.
объяснение: