■ ■ 1. Выберите из списка признаки реализма как литературного направления:
a) универсальность в изображении человека;
b) преобладание субъективного над объективным;
c) стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;
d) историческая точка зрения на мир; e) формула “исключительный герой в исключительных обстоятельствах”; f) формула “типические характеры в типических обстоятельствах”;
g) необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей; h) стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
i) тяготение к фантастике;
j) неприятие прозаичности реальной жизни;
k) тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;
l) выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;
m) неоднозначность авторского отношения к героям (нет деления на положительных и отрицательных персонажей).
2. Выберите из списка признаки, доказывающие, что произведение Н.В. Гоголя является комедией, а не фарсом: a) сочетание грубости, непристойности и веселья; b) лёгкий развлекательный характер; c) высмеивание социальных недостатков; d) непринуждённое изображение городского быта с его скандальными происшествиями; e) прямая политическая сатира; f) юмористический обзор человеческих нравов, пороков, недостатков и других качеств.
3. Соотнеси поведение Хлестакова с их мотивами Поведение Хлестакова Мотивы поведения Хлестакова 1. Испуг при виде городничего, оправдания, обещание заплатить трактирщику; А) Недальновидность, неумение распоряжаться деньгами, приведшая к излишним тратам 2. Вранье о жизни в Петербурге; Б) Страх, что трактирщик воплотил в жизнь свои угрозы 3. Жизнь в дешевой гостинице провинциального городка, уклонение от уплаты; В) Желание придать себе значительности 4. Жизнь не по средствам (требование лучшей комнаты и лучшего обеда в каждом городе)
4. Используя стратегию «ПОПС-формула», ответьте на вопрос: Почему второе действие комедии начинается с монолога Осипа? Какую роль играет этот эпизод в раскрытии образа Хлестакова? Обоснуйте свой ответ, подтвердив его цитатами из текста произведения.
5. Дайте краткий связный ответ (4—6 предложений) на вопрос «Почему слушатели верят Хлестакову?» (Можно использовать цитаты из произведения )
"Маленький человек"- обычный персонаж ненаделенный героическими качествами. Он вызывает у читателя жалость, сочувствие и желание
Акакий в переводе с греческого - не делающий зла.
Гоголь не скрывает ограниченность внутреннего мира своего героя : его косноязычия, отсутствие увлечений, друзей, семьи. Но он показывает положительные качества своего главного героя : преданность работе, трудолюбие, скромность и терпение.
Автор подмечает перемену, которая под влиянием мечты стала происходить в герое : он стал смелее, общительнее. Статус героя резко повышается в глазах его сослуживцев.
Кульминация повести - отказ Башмачкину " значительным лицом".
Типизация образа Башмачкина проявляется в деталях : автор не называет департаменты, сравнивает героя с мухой, говорит о появлении нового чиновника не называя его имени.
Фантастический финал может иметь 3 толкования : 1) грабители, снявшие шинель с Башмачкина, продолжают свое дело; 2) мистическое, так как связано с приведением, похожим на Акакия Акакьевича; 3) значительное лицо, мучимое укорами совести, сам отдает свою шинель. Гоголь использует недосказанность, так как не мог изобразить сопротивление смиренного Башмачкина, ведь это противоречие характеру героя. Но Гоголь-гуманист верит, что чувство собственного достоинства есть у каждого " Маленького человека".
Другие литературоведы считают, что герой не на бунт. Генерал сам отдал шинель потому, что чувствовал раскаяние.
Писатель верил, что нравственное перерождение человека возможно.
Фантастический финал раскрыть идею произведения : несправедливое устройство общества губит простых граждан и разврощает людей у власти.
Что же такое нравственный закон?
Когда нравственное чувство осознано и многократно проявляется в нас, по поводу наших намерений и действий, то оно оставляет в нас глубокий след. Наше сознание и мышление тогда уже постоянно обращаются на движения нравственного чувства.. . Таким путем в нас образуются нравственные понятия, или правила свободных нравственных действий, что и носит название нравственного закона.
Нравственный закон — это основанное на нравственном чувстве сознание того, что должно и чего не должно делать.
Закон вообще есть правило или совокупность правил, определяющих действие какой-либо силы. Например, механический закон тяжести определяет действие силы тяжести.
Нравственный закон определяет действия нашей нравственной силы, т. е. свободы воли. Значит, нравственный закон указывает, как человек должен жить, что он должен делать, чтобы достигнуть своего назначения или своей нравственной цели.
Отличается нравственный закон от закона физического и по свойству необходимости. Необходимость возможна двоякая: безусловная и обусловленная.
Безусловная необходимость господствует в физической природе: есть закон непосредственно переходит в действие. Закон физический действует с безусловной необходимостью, исключающей всякое преднамеренно или цель; всякое предызбрание средств.
Закон нравственный действует с обусловленной необходимостью и выражает собою такое требование, к исполнению которого нравственные существа не вынуждаются, а только обязываются. Это значит, что требования нравственного закона исполняются человеком только тогда, когда человек признает эти требования обязательными для себя.
Таким образом, нравственный закон обусловлен признанием его со стороны свободной воли человеческой. Он является как требование, всегда оставляющее место соображению, рассуждению, решению. Обусловленная необходимость нравственного закона называется обязательством.
Обязательство есть поведение без принуждения. Например, нравственный закон обязывает быть милосердным, но не принуждает к этому. Человек может и не выполнять этого требования нравственного закона. Однако это не значит, что в случае невыполнения требований нравственного закона последний (закон) отменяется и разрушается в объективном значении своем.