1.В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? 1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла. 2. Человек становится добрым только среди добрых людей. 3. Злое дело обязательно нужно исправить – совершить добрый поступок. 4. Злой человек вредит прежде всего самому себе, потому что… 2. Почему конь остался в деревне? А) Его ранили. Б) Его оставил Панкрат. В) Конь не захотел идти дальше. 3. Какую историю рассказала бабушка Фильке? А) О том, как Панкрат обидел когда-то солдата. Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. В) О том, как сломалась мельница. 4. Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель. Б) Выпал снег. В) Случилось землетрясение. 5. О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер. Б) О том, что Филька – добрый человек. В) О том, что она самая быстрая. 6. Как Филька искупал свою вину? А) Испек хлеб. Б) Накормил всех. В) Рубил лед с ребятами у мельницы. 7. Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения. Б) Он принес ему свежего хлеба с солью. В) Оставил жить у себя 8. Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой. Б ) Язык до Киева доведет. В) Делу – время, потехе – час. 9.Перед тобой цитатный план сказки Паустовского, но в нем нарушена правильная последовательность основных событий. Восстанови сюжетную линию, расположив цитаты в нужном порядке. «Шел через деревню старый солдат”. 1 "Мальчик Филька по прозвищу Ну Тебя”. 2 "Все улыбались, радовались”. 3 "Раненый конь постучался мордой в калитку”. 4 “Ревела, обезумев, метель”. 5 "Филька наотмaшь ударил коня по губам”. 6 «Ребята и старики работали с самого рассвета”. 7 "Филька протянул хлеб коню”. 8 "Командир оставил коня в деревне”. 9 "Филька постучал в окошко Панкратовой избы”. 10 10. О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. Б) О злых колдунах. В) О войне. Г) О любви. Д) О рыцарях б
«Вот злонравия достойные плоды». Этой фразой заканчивается комедия писателя-сатирика Д.И. Фонвизина. Комедия написана в стиле классицизма с соблюдением всех требований данного направления. Это ярко выраженная мораль, положительные и отрицательные герои, соблюдение трёх единств. Чиновник Правдин, приехав в имение к помещице Простаковой, расследует факты злодеяний, которые бесчеловечная крепостница допускала по отношению к своим «подданным», крепостным крестьянам, «людям». Про её жестокость и злонравие становится известно в «правительстве», то есть в официальных кругах. Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие её домашние, члены её семьи, ненавидят её; а слуги, находясь в полной от неё зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и самодурства госпожи. Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведёт за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло крепостничества разрушает души и портит нравы господ, помещиков-крепостников, и делает несчастной жизнь зависимых от них крепостных. Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнаказанности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у неё «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдёт. Когда не состоялось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За людей приниматься!», имея в виду своих дворовых. Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворению своих корыстных интересов. «Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни. Простакова обожает своего ленивого и недалёкого Митрофанушку и знать не хочет о том, что он не только её сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства. Простакова безнадёжно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием». Он груб, чёрств душою и проявляет при этом неблагодарность к матери, которая ищет в нём поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спросить с Простаковой за её злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к родительницы. «Да отвяжись, матушка! Как навязалась!» — восклицает он. Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих людей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равнодушно: «По мне, куда велят!» Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!» Произведение «Недоросль», созданное Д.И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления. Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в социальном устройстве России. Воспитать из недорослей подлинных граждан своего отечества — задача Фонвизина, художника мыслящего, просвещённого, который «служил России, её интересам, своему народу».
Параша с матерью погибают после сильной бури с наводнением. Обветшалый домик, в котором жила Параша был снесен, и от него осталась только ива, растущая рядом. Такого горя Евгений не смог перенести и сошел с ума. С потерей Параши, он потерял все мечты и смысл жизни. После этого он начинает все время скитаться, жить на подаяния, спать на улице. Нередко злые люди его бьют, но ему все равно. Такой образ Евгения вызывает жалость и тоску у читателя. В один ненастный вечер он решает пойти и взглянуть в глаза величавому истукану, некогда построившему этот город на берегу Невы. Впоследствии он в этом кается. Вскоре город переживает еще одну разрушительную бурю, в которой Евгений погибает.