1. В каких эпизодах Аркадий внутренне не согласен с Базаровым? Дополните примеры. • Реакция Базарова на рассказ Аркадия о Павле Петровиче. • Утверждение Базарова, что «природа пустяки».
• Смех Базарова по поводу игры Николая Петровича на виолончели.
2. Докажите, что Аркадию свойственно всегда находиться под чьим-то влиянием. Рассмотрите его отношения с отцом, Базаровым, Одинцовой, Катей.
3. В каких эпизодах проявляется тонкость натуры Аркадия, его быть наблюдательным? Дополните примеры.
• «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился…» (XV).
• Реакция Аркадия на слова Базарова, сказанные о Ситникове: «Эге-ге!.. — подумал Аркадий, и тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. — Мы, стало быть, с тобой боги? То есть — ты бог, а олух уж не я ли?» (XIX).
• «Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право» (XXI).
4. Проанализируйте цитатный материал, Охарактеризуйте отношения Базарова и Аркадия.
Высказывания Аркадия о Базарове
• «Он чудесный малый, такой простой,
ты увидишь».
• «Я не могу тебе выразить, до какой
степения я дорожу его дружбой».
• «Ваш сын — один из самых
замечательных людей, с которыми я
когда-либо встречался»
Высказывания Базарова об Аркадии
• «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да и ты не дорос до нас. Ты невольно любуешься собою». • «Ты славный малый; но всё-таки мякенький, либеральный барич...»
5. Почему закономерно прекращение отношений между Базаровым и Аркадием?
В тот день, о котором идет речь, мальчик проснулся с новой мечтой, которая захватила всю его душу. Для него только-только открылись «еще неизведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши — непременно цветные! — и выучиться читать, рисовать и писать цифры». И как это часто бывает в детстве, он хотел все это «сразу в один день, как можно скорее». Дядя по каким-то своим «взрослым» причинам не мог или не хотел выполнить свое обещание сию минуту. И постарался найти причину, почему бы этого не делать. Сердце подсказывало дяде, что он совершает в эту минуту «великий грех» — лишает ребенка счастья, радости, но на ему пришло «взрослое» правило: «Вредно, не полагается баловать детей». И он твердо отрезал: «Завтра». Но как мучительно для ребенка ожидание этого «завтра», кажется, что это «завтра» никогда не наступит. Дети не умеют притворяться и лукавить, кривить душой. Все их чувства и эмоции на виду. Ребенок не может совладать с нахлынувшими на него чувствами: «радость, смешанная с нетерпением», все больше и больше овладевает им. Он «бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей... сердце радостной надежды...» Ему казалось, что «жизнь со всего размаха ударила» его «тупым ножом обиды», и он «закатился бешеным криком боли, призывом на Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни»: взрослые (мама, бабушка, дядя) считали своей обязанностью пресечь «дурные» наклонности мальчика, призвать к послушанию, заставить его смириться.
Мальчик не унимался. И терпение взрослых, а оно не всегда бывает бесконечным, закончилось. Они устали делать над собой усилия, разыгрывать роль спокойных и рассудительных, они больше не могли скрыть своего раздражения. А дядя даже отшлепал расшалившегося ребенка и вытолкал из комнаты.
Беда в том, что взрослые очень часто забывают, что они тоже были детьми, что в детстве многие вещи воспринимаются по-другому. Дети не умеют еще жить умом, подчинять свои действия рассудку, логике. Зато они чувствуют сердцем, душой. «Перестрадав свое горе», сердце ребенка возвращается к заветной мечте «с новой страстью», и он забывает и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение ненавидеть.
Детство неповторимая пора в жизни человека: оно может навсегда запечатлеть в памяти светлое и значительное, а может ожесточить, озлобить, воспитать недоверие к людям. Как замечательно, что дядя осознал свою ошибку, устыдился своего внезапного приступа злобы и выполнил обещание. И детское сердце оттаяло — оно отходчиво, оно прощать. И вот уже радостью сияют глаза, и ребенок снова любить и быть нежным. А взрослый человек, в свою очередь, умилен и растроган такой отзывчивостью и уже наслаждается радостью ребенка, радуется вместе с ним.
Как замечательно, что взрослые еще не разучились понимать детскую душу. Годы заставляют взглянуть на печали и радости детства по-новому, осознать свою вину перед детьми. Автор напоминает и взрослым и детям, как важно сохранять естественность, искренность, гармонию в отношениях, уметь просить прощения и прощать.
Как замечательно, что взрослые еще не разучились понимать детскую душу. Годы заставляют взглянуть на печали и радости детства по-новому, осознать свою вину перед детьми. Автор напоминает и взрослым и детям, как важно сохранять естественность, искренность, гармонию в отношениях, уметь просить прощения и прощать.