1. С чем, по вашему мнению, был связан более чем шестидесятилетний запрет на публикацию повести?
2. Почему Булгаков обращается к фантастике и называет свою повесть «чудовищной историей»? Зачем
потребовалось превращение собаки в человека? Каков политический подтекст этого превращения?
3. Каков род занятий профессора Преображенского? Объясняется ли в повести, благодаря чему профессор
стал «мировым светилом»? Почему он не опасается Швондера?
4. Профессор Преображенский, по вашему мнению, вызывает скорее симпатию или антипатию у
читателя? Почему? Использует ли Булгаков приёмы комического при создании образа профессора?
5. Каковы убеждения Филиппа Филипповича? За что он, по его же словам, «не любит пролетариата»? Какие
фразы профессора можно считать афористическими?
6. Как меняется по ходу сюжета поведение Шарика-Шарикова – с того момента, как он попал в дом
профессора, до назначения на пост заведующего подотделом очистки? Как вы думаете, почему в
очеловеченной собаке тёмное, агрессивное начало? Какие поступки Шарикова об этом
свидетельствуют?
7. Кто виноват в изменении характера и поведения Шарикова? Мог ли из Шарикова получиться порядочный
человек без влияния Швондера?
8. Литературный критик М. Золотоносов считает, что «Преображенский в создании Шарикова виноват не
меньше Швондера»? Согласны ли вы с этим утверждением?
9. В какой момент профессор принимает решение об обратном превращении? Почему он не делает этого
раньше?
Как часто мы жалуемся, что не знаем, как поступить и не имеем того, с кем можно посоветоваться. Грустим, что нашего опыта не хватает, лишь бы решить какие-то проблемы, сделать правильный выбор, проанализировать ситуацию. Но на самом деле мы имеем вволю источников, откуда можем черпать жизненные знания, которых нам не хватает, откуда можем узнать больше о жизни и о сущности человека. Да, я имею в виду книги. Многие, наверное, считают, что главная функция книжек - развлекательная: захватывающий сюжет, интересные эпизоды - и ты такой удовлетворен, но, к сожалению, не все понимают, что когда учебник - источник знаний в определенной области науки, то художественная литература - источник знаний о жизни. И каждый должен научиться воспринимать то поучительное содержание, определенную авторскую философию, что заложена в классической литературе.
Фразеологизм «Пегаса оседлать» значение
Как рассказывает греческий миф, из крови обезглавленной Персеем Медузы (см. «Взгляд Медузы») возник крылатый конь Пегас. На нем герой Беллерофонт победил морское чудовище, сражался с Химерой и амазонками, а когда гора Геликон, заслушавшись дивного пения муз, готова была подняться к небу, Пегас ударом копыта удержал гору от подъема и одновременно выбил из нее волшебный ключ - Гиппокрену. Чудесное происхождение ключа отразилось в его названии: «крэнэ» - по-гречески «источник», «гиппос», «иппос» - «конь»; этот корень вы встретите и в ряде других хорошо известных вам слов, как, например, «ипподром» - место для бега коней, «гиппопотам» - речной конь, Филипп - любитель лошадей. Каждый, кто напьется воды Гиппокрены, начинает вдруг говорить стихами.
Итак, Пегас сделался конем муз, а более позднее представление сделало его и конем поэтов (самим грекам такое представление было чуждо). Отсюда и возникло образное выражение «оседлать Пегаса», что значит: сделаться поэтом, заговорить стихами.
Возможно, что отсюда же пошло и выражение «сесть на своего конька», то есть заговорить на свою любимую тему. «Оседлать Пегаса» - не единственное выражение, относящееся к поэтам. В том же значении употребляется и выражение «взобраться на Парнас». Парнас, по представлению древних греков, — гора, на которой жили музы. Музы покровительствовали различным видам искусства и наукам (в том числе также истории и астрономии). Когда хотят сказать, что к человеку снизошло вдохновение, говорят, что его посетила или к нему слетела муза. Из девяти муз четыре оказывали покровительство различным видам поэзии.
Вероятно, поэтому в XVIII веке выражение «взойти на Парнас» стало относиться исключительно к поэтам. Музу поэзии Евтерпу сейчас называем редко; наиболее известными остались лишь имена музы трагедии - Мельпомены (о трагиках или любителях трагедии часто говорят «служитель Мельпомены» или «поклонник Мельпомены») и музы
Объяснение: