1. Раскройте смысл заглавия повести М. М. Пришвина «Кладовая солн-
ца». Выпишите из текста сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворе-
ния, связанные с образом солнца.
2. Подберите антонимы к образу солн Повесть - «средняя»
ца в тексте произведения.
по объёму форма эпиче-
3. Обозначьте конфликт, противодей ской прозы. С точки зрения
ствующие силы в этой повести.
объёма повесть сопостав-
4. Найдите параллелизмы, соединяю ляется с романом (большой
формой прозы) и расска-
щие мир природы и мир человека.
зом (малой формой).
Какое символическое значение по-
лучает солнечный свет в повести?
Какими средствами передаётся предчувствие беды в природе?
5. Какой символический смысл заложен в слове «Здравствуйте»? Под-
твердите свой ответ примерами из текста.
5. Заполните таблицу, расположив художественные образы и понятия
по принципу антитезы:
А. И. Герцен так написал о времени, наступившем
после разгрома восстания декабристов: «Душой всех
мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна
лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в
долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала
эпоху наполняла мужественными звука-
ми настоящее и посылала свой голос отдалённому
будущему» .
Центральное событие стихотворения А. С. Пуш-
кина «Арион: — «вихорь шумный», который раз-
бил корабль и унёс жизни кормщика и пловцов.
Так метафорически изобразил поэт восстание своих
друзей-декабристов и его разгром.
В основу стихотворения положен известный древ-
негреческий миф о певце Арионе, который, путеше-
ствуя по свету, исполнял перед знатной публикой
лирические баллады. Для того чтобы приблизить миф к современным
событиям, Пушкин изменил его. В мифе корабель-
щики — враги Ариона, а у Пушкина Арион — член
команды. В мифе Арион был дельфином, а
у Пушкина после гибели корабля он «на берег вы-
брошен грозою » .
Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошаный луг, на котором паслась опутанная лошадь.