1. Произведения древнерусской литературы: а) «Повесть временных лет»; б) «Горе от ума»; в) «Слово о полку Игореве»; г) «Евгений Онегин».
2. В основе произведения «Слово о полку Игореве»: а) историческая реальность; б) художественный вымысел; в) фантастика.
3. «Теория трёх штилей» М.В. Ломоносова предписывала: а) активно использовать просторечные слова; б) каждому жанру должна соответствовать своя лексика; в) смешивать три стиля.
4. Соотнесите названия литературоведческих терминов СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, ФОЛЬКЛОРИЗМ, ЭЛЕГИЯ, КОМЕДИЯ с их определениями. ответы запишите в виде нужного порядка цифр. 1. Жанр лирики: стихотворение медитативного или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. 2. Один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. 3. Переосмысление, развитие традиционных мотивов, образов, композиционных схем и художественных средств устного народного творчества в канве авторского художественного текста. 4. Литературное направление второй половины XVIII — начала XIX века, признающее основой человеческой природы чувство, стремящееся исследовать личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях.
5. Дайте понятие литературного направления «романтизм».
6. Прочитайте фрагмент стихотворения В. А. Жуковского «Море». Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте: Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льёшься его светозарной лазурью, / Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые / И радостно блещешь звездами его. 1) анафора; 2) гипербола; 3) олицетворение; 4) эпитет; 5) антитеза. 7. Проанализируйте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник», ответив на вопросы: О каком чудесном памятнике пишет Державин в стихотворении «Памятник»? Современны ли мысли поэта о человеческом бессмертии, воплощённом в творческих трудах? Обоснуйте свой ответ. — В чём поэт видит свою заслугу перед Отечеством и залог своего бессмертия? — Что дало поэту право воскликнуть: «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить»? — Какая лексика и синтаксические обороты демонстрируют высокий слог стихотворения и придают ему торжественность? ОРИГИНАЛ НА ФОТО:
сказке "о мёртвой царевне и семи богатырях" пушкин описывает внешний образ молодой царевны как красивой девушки- белолицей, чернобровой, но при этом ласковой и кроткой. своему доброму характеру её полюбили не только богатыри, которые приютили у себя красавицу-царевну, но и служанка, которая, ослушавшись царицу и рискуя собой, не убила её и не связала как должна была сделать в лесу, но отпустила её со словами- бог с тобой. живя в лесу у богатырей, царевна заботилась о них, готовила и убирала.
критика о поэме "мцыри" лермонтова (отзывы, анализ)
в. в. сиповский:
" поэме "мцыри" лермонтов опять переносит действие на любимый им кавказ. свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого кавказа - все пейзажи его, дневные и ночные одинаково поразительны по яркости красоты.
герой поэмы по происхождению - горец; его, еще ребенком, в грузинский монастырь какой-то генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил "угрюмый, одинокий", не зная отца и он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце. в этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему < >
этот "пламень", с юных жил в его мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, - там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от монахи нашли его умирающим от голода и утомления и принесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою
рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла - как он рад был "обняться с бурей", рукою готов был ловить молнии. он чувствовал себя встретившись с барсом, он ощутил в себе
не только "дикое" и "звериное" природы нашло отклик в его сердце - он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья - тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах < > вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье - он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы! " ("очерки xix ст. 40-60-ых годов. словесности", под ред. в. в. сиповского, 1908 г.)
д. н. овсянико-куликовский:
"поэмы "боярин орша" и "мцыри" воспроизводят один и тот же мотив, принадлежащий к числу излюбленных "лермонтовских" < >
молодой человек, полный сил, с задатками бурных страстей, с жаждой воли, борьбы, жизни, томится в монастыре, обреченный на участь не то монаха, не то узника. монастырь для него - тюрьма. он рвется на волю. он
оба героя (арсений и мцыри) много говорят о себе, их речи - признания, исповедь. в этих-то речах и выражено то, что следует признать в обоих поэмах "лермонтовским" по преимуществу. это именно антитезы затворничества и воли - пылкой, страстной натуры, восстающей против всякой дисциплины и сурового режима (все равно какого: монастырского, семейного, общественного), ограничивающего своеволие личности. < >
мцыри справедливо говорит, что он никому не сделал зла. он бежал, повинуясь властной жажде воли и смутному чувству ностальгии. он ушел искать свою потерянную родину. изображение этой ностальгии - лучшие места поэмы, и то, что говорит здесь беглец, исполнено глубокой психологической правды и художественной < >
тем не менее поэма все-таки не вполне свободна от некоторой искусственности. она воспроизводит одну из психологических антитез лермонтова - и дело идет не столько о герое, сколько об авторе. бедный, простодушный мцыри поведал нечто "лермонтовское" - языком лермонтова, лирикою его души. мцыри, например, говорит: я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную это для бедного мцыри слишком сильно и красиво сказано; но это превосходно, как лирическое стихотворение лермонтова.
то же самое нужно сказать и о картинах природы, на которые мцыри в своей исповеди не скупится. все это говорит не он, а лермонтов. < >
можно подумать, что мцыри читал "демона", знает стихотворение "ночевала тучка золотая" и др. и удачно варьирует излюбленные образы и стереотипные фразы лермонтова." (д. н. овсянико-куликовский, "м. ю. лермонтов : к столетию со дня рожд. великого поэта", спб, изд-во "прометей" н. н. михайлова, 1914 г.)
ответ:
сказке "о мёртвой царевне и семи богатырях" пушкин описывает внешний образ молодой царевны как красивой девушки- белолицей, чернобровой, но при этом ласковой и кроткой. своему доброму характеру её полюбили не только богатыри, которые приютили у себя красавицу-царевну, но и служанка, которая, ослушавшись царицу и рискуя собой, не убила её и не связала как должна была сделать в лесу, но отпустила её со словами- бог с тобой. живя в лесу у богатырей, царевна заботилась о них, готовила и убирала.
в. в. сиповский:
" поэме "мцыри" лермонтов опять переносит действие на любимый им кавказ. свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого кавказа - все пейзажи его, дневные и ночные одинаково поразительны по яркости красоты.
герой поэмы по происхождению - горец; его, еще ребенком, в грузинский монастырь какой-то генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил "угрюмый, одинокий", не зная отца и он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце. в этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему < >
этот "пламень", с юных жил в его мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, - там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от монахи нашли его умирающим от голода и утомления и принесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою
рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла - как он рад был "обняться с бурей", рукою готов был ловить молнии. он чувствовал себя встретившись с барсом, он ощутил в себе
не только "дикое" и "звериное" природы нашло отклик в его сердце - он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья - тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах < > вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье - он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы! "
("очерки xix ст. 40-60-ых годов. словесности", под ред. в. в. сиповского, 1908 г.)
д. н. овсянико-куликовский:
"поэмы "боярин орша" и "мцыри" воспроизводят один и тот же мотив, принадлежащий к числу излюбленных "лермонтовских" < >
молодой человек, полный сил, с задатками бурных страстей, с жаждой воли, борьбы, жизни, томится в монастыре, обреченный на участь не то монаха, не то узника. монастырь для него - тюрьма. он рвется на волю. он
оба героя (арсений и мцыри) много говорят о себе, их речи - признания, исповедь. в этих-то речах и выражено то, что следует признать в обоих поэмах "лермонтовским" по преимуществу. это именно антитезы затворничества и воли - пылкой, страстной натуры, восстающей против всякой дисциплины и сурового режима (все равно какого: монастырского, семейного, общественного), ограничивающего своеволие личности. < >
насколько поэма "боярин орша" слаба, настолько поэма "мцыри" великолепна. < >
мцыри справедливо говорит, что он никому не сделал зла. он бежал, повинуясь властной жажде воли и смутному чувству ностальгии. он ушел искать свою потерянную родину. изображение этой ностальгии - лучшие места поэмы, и то, что говорит здесь беглец, исполнено глубокой психологической правды и художественной < >
тем не менее поэма все-таки не вполне свободна от некоторой искусственности. она воспроизводит одну из психологических антитез лермонтова - и дело идет не столько о герое, сколько об авторе. бедный, простодушный мцыри поведал нечто "лермонтовское" - языком лермонтова, лирикою его души. мцыри, например, говорит:
я знал одной лишь думы власть,
одну, но пламенную
это для бедного мцыри слишком сильно и красиво сказано; но это превосходно, как лирическое стихотворение лермонтова.
то же самое нужно сказать и о картинах природы, на которые мцыри в своей исповеди не скупится. все это говорит не он, а лермонтов. < >
можно подумать, что мцыри читал "демона", знает стихотворение "ночевала тучка золотая" и др. и удачно варьирует излюбленные образы и стереотипные фразы лермонтова."
(д. н. овсянико-куликовский, "м. ю. лермонтов : к столетию со дня рожд. великого поэта", спб, изд-во "прометей" н. н. михайлова, 1914 г.)