1. Прочитайте текст.
Костер в лесу
Костер угасал.
В нем едва теплилась жизнь, он чувствовал, что не пройдет и часа, как от него останется горка пепла - и ничего больше. Маленькая горка пепла среди огромного дремучего леса.
Костер слабо потрескивал, взывая о Красный язычок лихорадочно облизывал почерневшие угли, и Ручей, пробегавший мимо, счел нужным осведомиться:
- Вам - воды?
Костер зашипел от бессильной злости. Ему не хватало только воды в его положении! Очевидно, поняв неуместность своего во Ручей прожурчал какие-то извинения и заспешил прочь.
И тогда над угасающим Костром склонились кусты. Не говоря ни слова, они протянули ему свои ветки.
Костер жадно ухватился за ветки, и - произошло чудо. Огонь, который, казалось, совсем в нем угас, вспыхнул с новой силой.
Вот что значит для костра протянутая вовремя ветка Ф.Кривин)
2. Сформулируйте основную мысль текста, озаглавьте его.
3. Определите, к какому стилю речи и функционально-смысловому типу речи относится этот текст. Обоснуйте свою точку зрения, приведите в качестве аргумента 1-2 примера из текста.
4. Укажите 1-2 языковых средства, характерные для стиля речи, к которому относится данный текст.
5. Проведите пунктуационный анализ выделенного предложения.
Відповідь:
“мы вянем без борьбы” – МЕТАФОРА
“тощий плод” – ЭПИТЕТ
“презрительный стих” – ЭПИТЕТ
“богаты мы едва из колыбели” – ГИПЕРБОЛА
“добросовестный, ребяческий разврат” – ЭПИТЕТ
“и к гробу мы спешим” – МЕТАФОРА, МЕТОНИМИЯ
“богаты мы едва из колыбели” – МЕТАФОРА, МЕТОНИМИЯ
“бесплодная наука” - ЭПИТЕТ
“угрюмая толпа” – ЭПИТЕТ
“презренные рабы” – ЭПИТЕТ
“чаша наслаждения” – МЕТАФОРА
“как пир на празднике чужом” - СРАВНЕНИЕ
Пояснення:
Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Метони́мия — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом
Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку.
Гипе́рбола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения
Повесть Владимира Галактионовича Короленко "В дурном обществе" рассказывает о трогательной детской дружбе троих детей из разных слоев общества. Вася - мальчик из семьи городского судьи, то есть сын зажиточного и влиятельного человека. Валек и Маруся - дети Тыбурция Драба, бездомного нищего. Они живут в развалинах старой часовни. Дети знакомятся случайно, и это знакомство перерастает в крепкую дружбу.
Казалось бы, что может быть общего у Валека и Васи? Многое: оба они воспитываются без матери, у обоих сестренки-ровестницы, которых они любят. У мальчиков есть о чем поговорить. Вася узнает много нового о жизни бедняков. Он стал задумываться над вопросами, которые, не будь этой дружбы, просто не пришли бы ему в голову. Например, красть нехорошо, а если нужно накормить голодную сестричку?
Привязавшись к своим новым друзьям, Вася пытается им чем может. И хотя мальчик мог не так уж много, друзья были ему благодарны за его искреннюю дружбу, сочувствие и бескорыстную .