1.Прочитайте раздел «Что такое речевая характеристика героя» (учебник, стр. 160) и
выполните задания, помещенные в этом разделе.
Запишите в тетради определение понятий «диалог», «монолог», «реплика».
Реплика. 1. ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого.
2. Краткое возражение, возглас, замечание с места по поводу какого-либо выступления
или зрелища. 3. Юрид. Возражение стороны на судебном процессе. 4. Театр. Элемент
сценического диалога, краткая фраза или ответ на слова другого действующего лица
пьесы. 5. Муз. Повторение музыкальной фразы другим голосом или в другой тональности.
6. Иск. Копия художественного произведения, сделанная самим автором.
В повести А.С. Грина «Алые паруса» (глава 1 «Предсказание», учебник, стр. 128)
мы встречаемся с внутренним монологом. Внутренний монолог – оглашение мыслей и
чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для
слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону».
Вспомните, в каких произведениях вы встречали внутренние монологи героев.
2. Прочитайте раздел «Какую роль играют монологи и диалоги в эпических,
лирических и драматических произведениях» и выполните задания, помещенные в этом
разделе:
1. Найти в пьесе-сказке С. Я. Маршака ремарки: а) указывающие на место действия и
его участников, б) поясняющие по ходу действия, как ведут себя персонажи, каково их
настроение, с какой интонацией они произносят свои реплики.
2. Привести примеры лирических стихотворений, в которых присутствуют элементы
диалога.
3.Выписать из первой главы повести А. С. Грина все высказывания,
принадлежащие Лонгрену, распределив их на три группы: а) краткие высказывания,
реплики; б) развернутые высказывания, монологи; в) внутренние монологи.
Название стихотворения: "Я знаю, никакой моей вины"
Автор: А. Твардовский
Род: лирика
Вид: гражданская
Тема: размышление лирического героя о памяти тех, кто пал на войне.
Идея: мы должны хранить воспоминания о тех, кому было не суждено вернуться домой.
Проблемы: проблема войны, памяти.
Повторы: Речь не о том, но все же, все же, все же...
Анафора: В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе
В своем небольшом стихотворении, состоящим всего из 6 строк, автор сумел передать и боль утраты, и личные переживания, и трагедию всего народа в целом. С художественных средств Твардовский передает то чувство раскаяния, которое так его мучает. Сначала автор отрицает свою вину: "Я знаю, никакой моей вины / В том, что другие не пришли с войны". Он осознает, что сделал все возможное, и вернуть побратимов уже нельзя. Такова судьба, которую не изменить. Но все-таки Твардовский переживает о том, что "...их мог, но не сумел сберечь". Он чувствует ответственность перед другими, что характеризует его как человека чувственного, сострадательного и совестливого.
Мой любимый спортсмен в данном виде спорта-(рассказываешь о нём. возьму пример) Васильев Дмитрий. Он добился немалых успехов и причислен к лучшим спортсменам-бегунам года. Я беру с него пример и хочу добиться таких же блистательных успехов.
Я делаю успехи в нём сейчас и хочу продолжать заниматься этим доступным, но не менее полезным видом спорта.