1. прочитайте отрывок из комедии д.и.фонвизина «недоросль» (действие 4, явление 8)2. исследуйте сцену экзамена митрофанушки и определите роль художественныхсредств и фигур поэтического синтаксиса в тексте. 3. выделите в отрывке тропы, стилистические фигуры и определите их роль.4. определите признаки
сатиры и юмораправдин (митрофану). а далеко ли вы в ? митрофан. далеко ль? какова . в иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.правдин. а! так этой-то учит вас вральман? стародум. вральман? имя что-то знакомое.митрофан. нет, наш не рассказывает; он, что я же, сам охотник
слушать.г-жа простакова. они оба заставляют себе рассказывать скотницу хавронью.правдин. да не у ней ли оба вы учились и ? г-жа простакова (сыну). слышишь, друг мой сердечный? это что за наука? митрофан (тихо матери). а я почем знаю.г-жа простакова (тихо митрофану). не , душенька. теперь-то себя и
показать.митрофан (тихо матери). да я не возьму в толк, о чем спрашивают.г-жа простакова (правдину). как, батюшка, назвал ты науку-то? правдин. г-жа простакова (митрофану). слышишь, еоргафия.митрофан. да что такое! господи боже мой! пристали с ножом к горлу.г-жа простакова (правдину). и ведомо,
батюшка. да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.правдин. описание земли.г-жа простакова (стародуму). а к чему бы это служило на первый случай? стародум. на первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, такзнаешь, куда едешь.г-жа простакова. ах, мой
батюшка! да извозчики-то на что ж? это их дело. это таки и наука-то не дворянская. дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает митрофанушка.стародум. о, конечно, сударыня. в человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.г-жа простакова. без наук люди живут и жили. покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. после всякого
сундук отворит и что-нибудь положит. то-то эконом был! жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. а! каково это? стародум. препохвально. надобно быть скотинину, чтоб вкусить
такую блаженную кончину.
Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные «вольные» стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.
16 января 1827 года через жену декабриста Муравьёву Пушкин послал своему другу стихотворение. Пущин получил его 5 января 1828 года в первый день своего приезда в Читинский острог. «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина» , - вспоминал об этом Пущин.
По роду литературы – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора. Написанием его послужил момент встречи с другом в определенный период жизни автора, а именно – период ссылки в Михайловском: «Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил» . В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный! » Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин «судьбу благословил» , встретившись с ним в Михайловском.
Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильное переживание поэта за трагическую судьбу друга и желания хоть чем-то светлыми лицейскими воспоминаниями) поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:
Молю святое провиденье…
В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.
Стихотворение написано ямбом. Во втором пятистишии есть художественный прием – анафора:
Да голос…
Да озарит…
По звучанию – ритмичное, звучное, что подчеркивает глубину эмоционального состояния автора. Когда читаешь это небольшое стихотворение, то живо представляешь себе, как встретились друзья, как они рады друг другу, как они вместе провели день, как трудно им было расстаться. Изобразительные ассоциации очень талантливо воплотил в своей картине русский художник Н. Ге.