1) Прочитайте хокку Кобаяси Иссы, написанное поэтом на смерть его маленькой дочки.
Наша жизнь — росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь — и всё же...
Что чувствует поэт? О чём он хотел сказать в своём трёхстишии? Почему поэт сравнивает жизнь человека с росинкой? Какой смысл поэт вкладывает в последние слова «и всё же...»?
2)Японцы убеждены, что нет и не может быть правильного прочтения хокку. При изучении одного стихотворения практически каждый ученик имеет своё представление о том, что прочитал.
Представьте, что вы на уроке литературы в японской школе и прочитайте хокку Мацуо Басё. О чём оно? Что, по-вашему, осталось недосказанным? Поделитесь своими мыслями.
Гляжу — опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
3)Прочитайте хокку Кобаяси Иссы и напишите, какие картины вам видятся, на какие размышления наводят вас стихотворения японского поэта (по выбору).
4)Вспомните особенности хокку и попробуйте написать собственное подражание японским поэтам. Вы можете самостоятельно выбрать тему. Постарайтесь передать в хокку своё настроение, отношение к природе, к жизни.
5)Чем хокку отличаются от европейской поэзии?
Акцент на чувство, природное, естественное, раскрепощенное, преобладает в поэзии Блока начальных лет.
Герой юного Блока предстает перед нами мечтательным юно-шей с душой, часто печальной, страждущим красоты и не находя-щим ее, отчего даже время и пространство, его окружающее, ка-жутся ему наполненными грустью. К своему двойнику в рубежный час столетий (стихотворение «31 декабря 1900 г.» ) он обращается с безрадостным приветом: «И ты, мой юный, мой печальный, ухо-дишь прочь! Привет тебе, привет прощальный...!