1.Перечислите, что относится к преданиям:
а) «Воцарение Ивана Грозного»;
б) «Сороки-ведьмы»;
в) «Пётр и плотник»; г) «Садко».
2. Укажите русские былины…
а) «Вольга и Микула Селянинович»;
б) «Садко»;
в) «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
г) «Калевала».
3.К древнерусской литературе относятся…
а) «Повесть временных лет»;
б) «Из похвалы князю Ярославу и книгам»;
в) «Из «Поучения» Владимира Мономаха».
г) «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
4.Кто автор стихотворений «Признание», «На птичку»?
а) Н.В.Гоголь; б)Н.А.Некрасов;
в) Г.Р.Державин; г) М.В.Ломоносов.
5.Перечислите героев драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов».
а)Отец Пимен; б) Григорий;
в) Борис.
6. Напишите, какой русский царь упоминается в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»?
7.Как звали дочь станционного смотрителя в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?
а) Даша; б)Домра;
в)Дуня; г)Дарья.
8.Напишите, кто автор произведения «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»?
9.Гоголь «Тарас Бульба»
“Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет:
а) Тараса Бульбы; б) Остапа;
в) атамана Кукубенко.
10. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:
а) борьба за свободу и независимость Родины;
б) физическая сила; в) стремление к славе.
11.Как освещалась изба Бирюка, героя рассказа "Бирюк"?
1) свечкой; 2) керосиновой лампой;
3) лучиной; 4) факелом.
12.Как долго писал своё письмо царю Ивану Грозному князь Курбский, герой "Василий Шибанов"?
1) весь день; 2) всю ночь;
3) сутки; 4) двое суток.
13. О чём молился русский народ в утро того дня, когда Василий Шибанов привёз царю Ивану Грозному послание князя Курбского?
1) чтоб царь не прогневался ныне;
2) чтоб день обошёлся без крови;
3) чтоб день миновался без казни;
4) чтоб мирно бы царь веселился.
14. Назовите основную тему части «Княгиня Трубецкая» поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»
а)судьба декабристов; б)величие и сила духа русской женщины-дворянки;
в)рассказ о трудностях княгини в Нерчинск
г)попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа
15.Грустное в рассказе Чехова «Злоумышленник»
1)Денис не понимает очевидных вещей;
2)Денису придется отвечать за преступление;
3)следователь не хочет понять задержанного.
16.Причиной возникновения комической ситуации в конце произведения «Пересолил» стал:
1)внушительный облик Клима;
2)ужасный разбойник; 3)страх землемера.
17.Произведение М. Горького «Детство». С кем подружился главный герой?
1)Леня; 2)Михаил;3)Яков; 4)Цыганок.
18.О чём говорится в произведении Л.Н.Андреева «Кусака»?
1) о любви и ненависти окружающих людей;
2) о чувстве сострадания к братьям нашим меньшим и о бессердечии Людей;
3) о героизме и самоотверженности запорожцев в борьбе за родную землю;
4) о сложности взаимопонимания детей и взрослых.
19.Соедините линиями автора и его произведение:
Л.Н.Толстой «Записки охотника»
И.С.Тургенев «Лапти»
И.А.Бунин «Детство»
«Юшка»
А.П.Платонов
20.Каково было настоящее имя главного героя Платонова «Юшка»?
1) Юшка; 2) Ефим Дмитриевич;
3) не названо.
21. Назовите концовку произведения Платонова «В прекрасном и яростном мире».
1) рассказчик стал главным машинистом, а Мальцев остался слепым ;
2) рассказчик стал главным машинистом, не забыв о Мальцеве, который с его прозрел.
22. Е.И.Носов «Кукла». Самое главное в характере Акимыча:
1) чувство ответственности за все, что происходит
2) жалость к обиженным;
3) стремление не забыть войну.
23. Е.И.Носов «Живое пламя». Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:
1) взаимоотношения людей;
2) вечная память павшим в Великой
Отечественной войне;
3) забота об окружающих людях.
24.Ю.П.Казаков «Тихое утро». Что ещё, кроме ботинок, Яшка в шутку предложил надеть своему знакомому Володе?
1) пальто и шляпу; 2) шубу и шапку;
3) галстук; 4) пальто и галстук.
25.Определите стихотворный размер строк:
Тучки небесные, вечные странники…
а) ямб; б) хорей; в) дактиль.
«Юшка», по мнению жителей города, однообразна,
скучна и бесполезна. Юшка не такой, как все. Дети
недоумевали: «взаправду ли Юшка живой?» Они не
знали другого такого человека, который бы так
кротко и безропотно сносил их обиды. Взрослые
вымещали на Юшке свою злобу. Им не нравилось,
что кузнеца — «непохожий»: «Ты живи
просто и честно, как я живу, а тайно ничего не
думай». Люди считали его лишним. Даже дочь
хозяина кузницы, у которого Юшка жил и работал,
говорила ему: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты
живешь?»
Ефим— Юшка —жил для доброты и любви. Он
любил все живые существа. Покидая раз в год
город и уйдя далеко, где было безлюдно. Юшка
«целовал цветы, гладил кору на деревьях и
подымал с тропинки бабочек и жуков, и долго
всматривался в их лица, чувствуя себя без них
осиротевшим». Он ощущал себя частицей этого
огромного мира, каждая песчинка которого ему
была нужна. И считал, что и он «всему свету
нужен»: и цветам, и бабочкам, и людям. Он любил
людей, сострадал им, растворяя в себе их злобу и
глумление. Он любил чужую девочку-сироту. Из
сострадания к ней Юшка отказывался от самых
простых бытовых вещей: «чаю не пил и сахару не
покупал», долгие годы носил одну и ту же одежду,
всю жизнь обувал одни и те же валенки. Все
заработанные деньги он отдавал сироте, чтобы она
жила и училась.
Юшка верил, что он нужен людям, что люди его
любят, только они не умеют любить человека и не
знают, что делать для любви. Своей жизнью Юшка
показал, что для любви не надо говорить громкие
слова. Для любви нужно тихо людям,
заботиться о них. Юшкина любовь к миру не
прервалась с его смертью. Она продолжилась в
жизни девочки-сироты, которая стала врачом,
приехала в город, чтобы лечить Юшку, но не
застала уже его. Девушка-врач осталась в городе,
стала работать в больнице д ля чахоточных. Все в
городе называют ее дочерью доброго Юшки. Она
«лечит и утешает больных людей, не утомляясь
утолять страдания и отдалять смерть от
ослабевших».
С творчеством Н.В. Гоголя я знаком мало, «Мертвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», прочитанные в школе, и перечитанные «души» совсем недавно. Чем вызвано такое упущение, мне объяснить сложно, в последнее время я прочитал почти все эпохальные произведения русской классики, но Гоголь как-то проходил стороной. А сегодня подумалось – почему бы, наконец, и не прочитать? Поэтому я достал с полки «Миргород» и погрузился в мир повести «Тарас Бульба».
А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?С первых строк мне запал в душу витиеватый казачий слог, который погружает тебя на страницы повести и кажется тебе, что стоишь рядом с дерущимся Тарасом и Остапом, а твоя очередь следующая. Развивающиеся события неудержимо влекут тебя за главными героями, заставляя переживать за них, сочувствовать и восклицать в порыве гнева: «Да как же так!». Как же так, Андрий, почему ты предал свое казачество? Неужели смерти козаков, со словами любви к Земле Русской на устах, – это пустой звук? Мое мнение полностью совпало с мнением Гоголя – любовь Андрия безнравственна, и даже за сильное, всепоглощающее чувство нельзя отдать отца, брата и отчизну. Одна из главных трагедий романа, которую знают многие еще до прочтения, не является неожиданностью. Наблюдая за Тарасом, мы приходим к выводу, что перед нами крайне справедливый и преданный человек. Когда произносится фраза «Я тебя породил, я тебя и убью» не возникает сомнений в действиях Тараса, я считал его правым. Как тяжело переживать предательство друзей, а каково, если предатель – сын?
Сила и преданность Тараса в полной мере раскрываются в эпизодах с сыном Остапом, ради которого он отправляется на чужбину, и здесь же происходит моральное перерождение героя – никакой пощады. Никому. Единственный эпизод повести, где мое мнение было против Бульбы: зверства войны устраиваемое над обычными селянами. Вся несгибаемая воля привела героя к грани неоправданной жестокости, которую он переступил и кто же он? Герой или злодей. Нет. Обычный человек, душа которого разорвана на части войной, предательством и потерями. Ведь не только с сыновьями попрощался Отец, но и со своей человечностью.
В различных произведениях, мы часто встречаем малодушие и снисходительность героев к своим родственникам, а повесть Гоголя беспощадна. Беспощадна ко всем без разбора. Война, показанная автором, демонстрирует нам, что нет разницы мужчина ты, или женщина, слабый или сильный, смерть забирает всех. И если кто считает, что главные злодеи произведения – поляки, евреи или же Тарас Бульба, то стоит развеять это заблуждение. Главный враг – это война, всегда была и есть.
Задолго до прочтения, я знал самые известные цитаты и главное событие книги, чего я не знал, и что заставило восхититься мастерством Гоголя – это потрясающее мастерство изложения, грандиозность описываемых событий и сила, которую автор вложил в своих персонажей.
Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может!Цитатой, которую я перечитывал не один раз, и смотрю на нее сейчас, я закончу.