1. ответьте на вопросы, выбрав один правильный ответ по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского». 1) Определите жанр произведения
А) быль
Б) рассказ
В) повесть
Г) роман
2) В предложении «И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка» выделенные слова являются:
А) сравнениями
Б) эпитетами
В) гиперболами
Г) олицетворениями
3) По утверждению мальчика его самостоятельная жизнь началась:
А) в 10 лет
Б) в 11 лет
В) в 16 лет
Г) в 18 лет
4) Школа в которой учился мальчик, находилась:
А) в деревне
Б) в райцентре
В) в селе
Г) в посёлке
5) Почему героя жестоко избили?
А) он обманывал в игре
Б) он украл деньги
В) он не хотел больше играть
Г) он стал играть лучше всех
6) Какие фрукты он видел только на картинке?
А) землянику
Б) яблоки
В) бананы
Г) малину
7) Учительница прислала мальчику посылку, в которой лежали:
А) новые ботинки
Б) макароны и яблоки
В) пряники и конфеты
Г) молоко и хлеб
8) Сколько герой выигрывал в день?
А) 2 рубля
Б) 1 рубль
В) 5 рублей
Г) 50 копеек ( )
2. По рассказу Ч.Айтматова «Первый учитель»
1) Как построена композиция рассказа?
А) по принципу описания
Б) по классическому описанию рассказа
В) по принципу рассказ в рассказе
2) Воспоминания кого описаны в рассказе?
А) художника
Б) академика
В) доктора
3) Куда получает приглашение рассказчик?
А) приглашение на открытие новой школы
Б) на открытие новой больницы
В) приглашение от родственника
4) Кого встречает художник на мероприятии?
А) другого художника Гульсару Сулеймановну Сулейманову
Б) академика Алтынай Сулеймановну Сулейманову
В) врача Алтынай Гусейновну Сулейманову
5) В каком году молодой Дюйсен приезжает в аил?
А) в 1934
Б) в 1945
В) в 1924
6) Какие неприятные события происходят с Дюйсеном?
А) его сбивает лошадь
Б) его убивают
В) его избивают
7) Куда отправляет Дюйсен Алтынай
А) лечиться в больницу
Б) учиться в московском институте
В) учиться в ташкентском интернате
8) Как Алтынай хочет назвать школу-интернат
А) Школа Дюйсена
Б) Мечта Дюйсена
Г) Школа имени Ленина ( )
3. По повести С.Н.Жунусова «Прозрение»
1) Как звали отца Болтая?
А) Иранбек
Б) Идрис
В) Искандер
2) Почему продлился «отдых» Болтая
А) бабушка не отпустила
Б) спрыгнул с крыши
В) не захотел сам
3) В каком классе должен учиться Болтай
А) в 5
Б) в 6
В) в 7
4) Почему умерла мать Болтая
А) простудилась
Б) упала и сильно разбилась
В) неудачно сделали операцию
Герой рассказа помещик Алехин окончив университет, вернулся в деревню, чтобы заняться хозяйством и выплатить долг отца. Работы было так много, что герой вскоре забыл о своих культурных привычках образованного человека, даже читать ему было некогда. Его выбрали в почетные мировые судьи, и иногда Алехину приходилось выезжать в город. После спанья в людской и общения с мужиками было счастьем беседовать с образованными людьми, слушать музыку, обедать за сервированным столом. В городе Алехин познакомился с Анной Алексеевной, женой судейского чиновника, стал часто бывать в их семье. Он сразу «почувствовал в ней существо близкое» , а ее «приветливые, умные глаза» напомнили герою его мать. Воспоминание об этой женщине оставалось в душе Алехина, когда он уезжал в деревню, он с радостью возвращался в город повидать ее снова. Герой не мог понять, что связывает Анну Алексеевну с ее мужем и был несчастлив. Он чувствовал, что и она ждет его, но герои скрывали робко свою любовь друг от друга. Алехин страдает, пытаясь понять, «для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка» , почему Анна Алексеевна не встретилась Алехину раньше. Нельзя было разрушить семью, принести несчастье ее мужу, детям. Герой «любил ее нежно, глубоко» , но из благородства отказывается от своего счастья. Героям пришлось разлучиться, так как мужа Анны Алексеевны перевели по службе в другую губернию. Расставание было грустным. Героям удалось ненадолго остаться в поезде наедине, и только теперь они открыли свои чувства. Анна Алексеевна плакала, и «со жгучей болью в сердце» Алехин понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить» . На осознание этой ошибки у героев ушли годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье. Алехин остался одинок. Рассказывая гостям о необъяснимой любви красивой Пелагеи к пьянице Никанору, он приходит к выводу, что единственная правда о любви – это то, что это тайна, неразрешимая загадка. Русских людей он считает пристрастными к вопросам, не имеющим разрешения, и эти вопросы мешают осуществлению счастья человека.
Именно из-за увлечения этими вопросами: к чему приведет их любовь? Честно ли это? – не сумел возвысить свою душу Алехин и упустил свое счастье.
Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, - на заявление автора в самом начале, что рассказ "не есть плод досужего вымысла". Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.
Перед декабрьскими праздниками в городе царит весёлая суета, это подчёркивается эпитетами "прекрасные", "сияющие", "праздничные", "весёлый", "нарядные". Беззаботная и сытая жизнь - и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами "мрачные", "неосвещённые", "ветхий", "грязный". Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждёт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо - чудесный доктор - объединяет их.
Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на Мерцалова о и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: "Вот ещё пустяки выдумали!.."
И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.