1. Отметьте все фонетические средства худ. выразительности: *
Звукоподражание
Антитеза
Ассонанс
Звукопись
Аллегория
Аллитерация
2. С чем связаны синтаксические средства худ. выразительности? *
С морфемным составом слов
С образованием новых слов
С построением предложений
С звуковым обликом слов
3. Что такое инверсия? *
Порядок слов обратный
Перестановка предложений
Изменение слов
Изменение версии текста
4. Найдите средство художественной выразительности в тексте: «В школу пойти? Только об этом и думаю!» *
5. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!» *
6. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «Талии никак не толще бутылочной шейки» *
7. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «На серебре, на золоте едал» *
8. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно?» (Ф. Тютчев.) *
9. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «а Царь зверей там ходит важно» *
10. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте» *
11. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «А новое так отрицает старое!» *
12. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер» (Н. Заболоцкий) *
13. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «и только мёртвые души были в этих документах» *
14. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?» (А. Пушкин.) *
15. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда.» (А. Володин.) *
16. Найдите фонетическое средство художественной выразительности в отрывке: «Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума…» (С. Есенин) *
17. Найдите фонетическое средство художественной выразительности в отрывке: «Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела…» (Б. Пастернак) *
18. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «Сонное озеро города» (А. Блок) *
19. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком» С. Есенин *
20. Найдите средство художественной выразительности в отрывке: «Да, есть слова, что жгут, как пламя.» (А.Твардовский) *
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».