1. От чьего имени ведётся рассказ? 2. Какие эпизоды показались особенно интересными?
3. Опишите (устно) героев этого произведения - Васю, Валека,
Марусю, Тыбурция, Соню. Сравните портреты Маруси и Сони.
4. Какие чувства переживал Вася, когда познакомился с Валеком и Марусей? Почему он плакал ночью и почему перестал бояться Тыбурция? Какими предстали герои в эпизоде с куклой?
5. Почему Тыбурций принёс куклу к судье домой? Что это могло значить? Какое событие предвещает это для Васи и для читателей?
6. Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо,
что твоя дорога пролегла через нашу»?
7. Что волновало Васю и его отца?
8. Расскажите, как менялся характер Васи и его отношение к жиз-
ни после встречи с детьми подземелья.
9. Почему Вася и Соня приходили на могилу Маруси? Подумайте, какие обеты они могли произнести, покидая город своего
детства?
стихотворение «сороковые» принадлежит перу поэта-фронтовика д. самойлова. произведение написано в 1961 г.
жанр – лирическое стихотворение, автобиографический монолог главного героя.
основная тема – хроника военных лет. война искалечила юность автора, показала все ужасы и страдания, которые она несет в себе. вместе с тем лирический герой был еще молод, полон надежд на будущее. это ему не зачерстветь душой.
стихотворение начинается с описания общей обстановки военного времени. центральные три строфы показывают самого главного героя, который не унывает и ведет себя как любой молодой человек в его возрасте. он «» и «больше нужного хромает». завершает стихотворение философское размышление о прожитых годах.
произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной и смежной рифмой.
произведение написано простым солдатским языком. эпитеты подчеркивают атмосферу войны: «сороковые», «роковые», «фронтовые». автор создает картину хроники, употребляя подряд одни и те же части речи: «просторно. холодно. высоко», «война, беда, мечта и юность! ». в финальном размышлении часто повторяется восклицание, что придает воспоминанию личную эмоциональную окраску.
главная мысль – даже на войне человек не должен превращаться в зверя. искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. сохранить в себе человека был обязан каждый, кто пережил эти страшные годы.
план анализ стихотворения сороковые
создания
жанр произведения
основная тема произведения
композиция
размер произведения
основная мысль стихотворения