1. Осуществите литературно-художественный анализ произведения «Черная курица, или Подземные жители» и докажите, что перед нами, действительно, характерный пример сказочной повести, поэтика, художественные особенности которой определяются романтической литературной эпохой, а также связывают письменную литературу с традициями национальной устной словесности. 1) Выявите причину обращения писателя к созданию произведений для детей и юношества, опровергните или докажите версию, что «Черная курица…» – мемуары в виде волшебной сказки о реальном пансионе, в котором учился Перовский. Герой (Алеша) носит имя мальчика, о котором и для которого эта сказка написана – Алексея Константиновича Толстого, тезки и родного племянника Погорельского, в будущем самобытного писателя.
2) Рассмотрите проблему своеобразия жанра «Чёрной курицы, или Подземных жителей» А. Погорельского, выделите признаки волшебной сказки, в виде тезисного плана запишите их в тетрадь:
3) Докажите, что в произведении «Чёрная курица, или Подземные жители» проявляют себя традиции нескольких фольклорных (устных) и письменных эпических жанров: мифа, сказки, былины, средневекового рыцарского романа, романтической фантастической повести. Аргументируйте свой ответ.
4) Проведите исследование художественного своеобразия произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», опираясь на следующие задания и вопросы:
а) Перечитайте экспозицию повести (абзацы 1–7). В каком времени и пространстве разворачивается сюжет произведения? Какими художественными средствами задаются эти художественные характеристики?
б) Найдите в сказочной повести образы, создающие бытовой мир. Как они характеризуют жизнь Алеши?
в) Найдите в повести описание приготовлений учителя к встрече важного гостя. С чьей точки зрения (автора или героев) оно дается? Какое значение это имеет для понимания того, что впоследствии произошло с Алешей?
г) Каким в произведении предстает реальный, бытовой мир? С чьей точки зрения он дан?
д) Понаблюдайте за поведением Алеши в сцене с кухаркой, едва не изловившей Чернушку, и в последующей сцене в дортуаре (спальне). Какие черты характера мальчика и особенности восприятия мира ребенком здесь открываются? Что переживает и о чем думает Алеша? Какими видятся истоки детской грезы автору произведения и его читателю?
е) Перечитайте видения Алеши. Чем волшебный мир отличается от реального?
ё) Проследите путь Алеши и Чернушки во время первого и второго путешествий в подземное царство. Какую роль в них выполняет каждый из персонажей? Где здесь реальное, а где фантастическое? Какие предметы и события показались герою-мальчику самыми важными? Почему?
ж) Как в «Черной курице...» создается образ чудесного?
з) Чьи точки зрения представлены в сказочной повести? Определите суть каждой позиции.
и) Определите внешние и глубинные причины поступков Алеши. Что в произведении вам это сделать?
к) Найдите примеры проявления фольклорной и письменной эпической традиции. Какую роль они играют?
л) Охарактеризуйте средства собственно языковой выразительности в повести Погорельского: особенности синтаксиса, тропы, синонимические ряды, используемые символы и аллегории, устойчивые обороты речи. Какую роль они играют в произведении? Какие из них дают представление об индивидуальном, авторском стиле самого Погорельского, а какие – об особенностях языка литературной сказки 20 – 30-х годов XIX века?
м) Опишите, что произошло с Алешей после получения волшебного дара. Как в этом фрагменте повести проявляется педагогическая направленность произведения?
н) Покажите, как в «Черной курице…» отражается процесс созревания детской души.
о) Обратитесь к эпилогу повести. Что изменилось, а что осталось неизменным во взаимоотношениях героев? К какому выводу побуждает автор своего читателя?
2. Докажите, что «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского – образец высоконравственной прозы для детей.
3. Сочините свой вариант продолжения сказки «Что могло быть дальше?»
4. Оформите (письменно) вывод о достижениях А. Погорельского в развитии детской литературы.
Зачем с любовью ты играла, когда душою понимала, что он влияет тебя. Теперь и страсть и пыл его остыл, а чувство, что в тебе возникло навеки стало безответно. Да, молода была, глупа, желала света и внимания, но не играй на чувствах, дорогая, ведь можешь погореть сама. И будет все не так, как в сказке, и не проснется, та любовь, он холоден теперь с тобою его горячая любовь. И здесь не Тютчева стихи " и тоже в вас очарованья, и та ж в душе моей любовь", он не вернет к тебе любовь.
Ярче всего разницу в ценностях показало отношение к музыке подростков и взрослых. Музыка улучшает настроение подростка учиться, дает возможность не слышать то, что надоело слушать много раз. Увлечение музыкой у большинства современных подростков вызывает позитивные эмоции, позволяет уйти от неприятных переживаний. Родители к увлечению музыкой детьми относятся, в основном, терпимо, другие иронизируют, третьи настроены враждебно и пытаются привить свои вкусы. В тестах четко прослеживается связь между недоброжелательным отношением родителей к музыкальным увлечениям детей и негативными, разрушительными переживаниями подростков.
Ведущие потребности студенток, которые будут в будущем воспитывать своих детей-подростков, ориентированы на интересную работу и активную, деятельную жизнь. Как при таких ценностях обеспечить безопасность и комфорт подростку, который нуждается в этом больше всего, остается загадкой. Несостоятельность эмансипированной женщины в качестве хранительницы очага мешает удовлетворению потребности современного подростка в благополучной семейной жизни. Взрослые пытаются контролировать свою жизнь и жизнь своих детей вместо того, чтобы понять и принять подростковую систему жизненных ценностей. Лучшей профилактикой саморазрушительного поведения подростков будет общность жизненных ценностей родителей и их детей.