1. Определите тему и основную мысль рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко». 2. Почему герой рассказа - художник - возвращается мыслями в Приведите аргумент из текста. ( « Красное яблоко»
3. Какую роль выполняет в рассказе Ч. Айтматова образ красного яблока?
4. Определите тему и идею рассказа В. Распутина «Уроки французского».
5. Какие уроки вынес герой из уроков Лидии Михайловны в рассказе « Уроки
Французского».
6. Можно ли назвать жизненным подвигом то, что сделал Дюйшен как учитель? В чем проявился его героизм? («Первый учитель»)
7. Как живется мальчику в нелегкие военные годы? С какими трудностями, испытаниями приходится сталкиваться? ( « Прозрение»)
8. На каких традициях был воспитан герой? Чем гордится Болтай? ( « Прозрение» )
" Глеб Капустин был родом из соседней деревни и здешних знатных людей знал мало."
"Глеб пришел с работы (он работал на пилораме)..."
О внешности Глеба Капустина известно следующее:
"Глеб Капустин - толстогубый, белобрысый мужик сорока лет..."
"И как-то мстительно щурил свои настырные глаза."
Глеб известен тем, что умеет в беседе "срезать", оставлять в дураках знатных земляков, приезжающих в деревню. Односельчане восхищаются этим умением Глеба:
"...Глеб Капустин приходил и срезал знатного гостя. Многие этим были недовольны, но многие, мужики особенно, просто ждали, когда Глеб Капустин срежет знатного."
"В году Глеб срезал полковника - с блеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года... Выяснилось, полковник не знает, кто велел поджечь Москву."
"И мужики изумленно качали головами."
"Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял, восхищал даже."
Глеб любит "щелкнуть по носу" тех, кто, по его мнению, ведет себя нескромно (богатых и ученых земляков). На самом деле он "щелкает по носу" и скромных людей, которые этого не заслуживает, как например, Константин и его жена:
"- ...Хотите, объясню, в чем моя особенность?
- Хочу, объясните.
- Люблю по носу щелкнуть - не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи...
- Да в чем же вы увидели нашу нескромность? - не вытерпела Валя. - В чем она выразилась-то?"
Глеб Капустин враждебно относится к ученым и богатым землякам, которые уехали из деревни и "выбились в люди". Он особенно недолюбливает кандидатов "общеобразовательных" наук (вероятно, имеются в виду гуманитарные науки):
"Посмотрим, посмотрим, - неопределенно пообещал Глеб. - Кандидатов сейчас как нерезаных собак."
"Есть кандидаты технических наук, есть общеобразовательные, эти в основном трепалогией занимаются."
Глеб Капустин - начитанный мужчина. Он читает газеты, иногда книги. При этом он не любит юмористические передачи "КВН" и "Кабачок "13 стульев" и считает их унизительными для себя:
"...начитанный и ехидный."
"Мы тут тоженемножко... "микитим"*. И газеты тоже читаем, и книги, случается, почитываем... И телевизор даже смотрим. И, можете себе представить, не приходим в бурный восторг ни от КВН, ни от "Кабачка "13 стульев". Спросите, почему? Потому что там - та же самонадеянность. Ничего, мол, все съедят. И едят, конечно, ничего не сделаешь." (*микитить - соображать)
Глеб Капустин - дошлый, то есть ловкий, смышленый человек, по мнению деревенских мужиков:
"Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то так знает?"
"Дошлый, собака, причесал бедного Константина Иваныча... А?"
"Чего тут... Дошлый, собака!"
Глеб - ехидный и жестокий человек. Мужики, хотя и восхищаются им, но при этом его не любят:
"...начитанный и ехидный."
"Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще."
В беседах Глеб Капустин ведет себя как типичный демагог (Демагог - человек, который вводит аудиторию в заблуждение с ложных рассуждений, основанных на логических ошибках.):
"Типичный демагог-кляузник, - сказал кандидат, обращаясь к жене. - Весь набор тут..."
Глеб Капустин не умеет беседовать конструктивно и вежливо с умными, образованными людьми. Он не дает собеседнику высказаться:
"Он, Костя-то, хотел, конечно, сказать... А тот ему на одно слово - пять."
В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение . Особенно очевидным это становится во втором действии пьесы. Второе действие пьесы насыщено монологами, которые сменяют друг друга. И это понятно, прежде чем вступить в открытое столкновение, стороны должны изложить свои взгляды, мировоззрение.
Действие начинается с монолога Фамусова " Петрушка, вечно ты с обновкой:. . " В начале монолога чувствуется раздражение хозяина дома, затем тон его меняется, обретает спокойствие, уверенность и некую назидательность. В этом монологе Фамусов останавливается на том, что составляет основу всей его жизни - рождение, еда, смерть.
Речь Чацкого, его монолог выявляют с большой полнотой и четкостью духовные качества Чацкого. Речь Чацкого - это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. Тон речи Чацкого всегда отчетливо выражает его душевное состояние. Ум Чацкого сказывается в широком применении им метких афоризмов, кратких изречений-характеристик.
Содержание конфликта Чацкого с московским обществом составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы.